Во Франции умер Жан-Пьер Вернан, один из самых значительных ученых-гуманитариев XX века. Его работы позволили сформироваться новой отрасли знания - исторической антропологии, объединившей историю, филологию, антропологию, психологию, философию, и изменившей современное отношение к античности. При участии Вернана классические дисциплины перестали быть теми скучными и предсказуемыми науками, какие достались ученому миру в наследство от XIX века.
Вернан родился накануне Первой мировой войны в семье либеральных интеллектуалов. Будущий историк рано осиротел, что не помешало ему получить прекрасное образование: он окончил Сорбонну. Еще в университете он познакомился с Иньясом Мейерсоном, одним из основоположников сравнительно-исторической психологии. Этот крупный ученый оказал, вероятно, решающую роль на формирование Вернана-мыслителя.
С началом новой войны Вернан, убежденный коммунист, под именем "полковник Бертье" присоединился к движению Сопротивления и координировал действия нескольких ячеек антифашистов на юго-западе Франции. В те годы он выработал свое жизненное кредо: "Подлинная храбрость - внутри. Обладая ей, не согнешься, даже если ты - всего лишь песчинка. Но эту песчинку не сломать даже гигантским машинам, сметающим все на своем пути".
После войны Жан-Пьер Вернан продолжил преподавать в лицеях Тулузы и Парижа, а в 1948 году приступил к работе в крупнейшем научном центре Франции - Centre national de la recherche scientifique. Там он вплотную начинает заниматься античностью. Вместе с Луи Жерне и его учениками Вернан пересмотрел отношение к, казалось бы, незыблемому миру греков и римлян. Изменив угол зрения, молодые ученые обнаружили, что многие устоявшиеся представления о классической древности могут и должны быть оспорены. Для этого они использовали новейшие изыскания филологов, антропологов и археологов. Их не смущали ни имена авторитетных ученых, ни популярные современные мифы. Они буквально камня на камне не оставили ни от стройных концепций Джеймса Фрезера (автора "Золотой ветви"), ни от клише Зигмунда Фрейда (особенно Вернана раздражала концепция "Эдипова комплекса").
В отличие от своих современников-структуралистов Вернан не хотел ограничиваться бинарными оппозициями. В его книгах человек существует в сложной, многомерной действительности и балансирует между познаваемым и непознаваемым, полярными, но взаимодополняющими сферами бытия. В мире древних, как, впрочем, и в современности, Вернан находил не только "черное" и "белое", но и пограничные территории, где не действуют привычные правила и законы. Он обращался к проблемам тела, души, жизни и смерти, театра и политики, препарировал мифы, занимался ролью языка и письменности в формировании мышления. Кроме того, он показал, как на протяжении столетий греки меняли отношение к собственным мифам и как эволюция идей соотносится с эволюцией общества.
Он любил обращаться к образу моста, который связывает уже известное и еще неведомое: "Чтобы стать собой, мы должны понять другого, поскольку он - это продолжение нас. Замкнуться в себе означает потерять себя. Мы открываем и творим себя через контакт, обмен и общение с другими. Между знакомым и незнакомым берегами мостом становимся мы сами". Сами его книги - это замечательный мост между историей и современностью, мифом и разумом.
Окунуться в неведомое, страшное, иррациональное, особенно в то, которое скрыто внутри собственной души, и вынырнуть из него по-прежнему человеком, а не чудовищем, требует мужества, ума и, не в последнюю очередь, иронии по отношению к самому себе. Жан-Пьер Вернан обладал всеми этими качествами и прожил красивую и достойную жизнь.
Юлия Штутина