10 января президент США Джордж Буш выступил с программной речью, которую многие воспринимали заранее как провозглашение некой новой стратегии американской администрации в Ираке. Выступлению предшествовали встречи президента с иракскими чиновниками, "шишками" из Пентагона, собственными советниками по национальной безопасности и партийными боссами. В итоге, погрозив иракским боевикам железным кулаком, Буш наглядно продемонстрировал собственную слабость.
Пожалуй, единственным отличием выступления президента от его прошлых высказываний по поводу иракской кампании стало трогательное признание своих ошибок и вины за них. Говоря о состоявшихся в 2005 году общенациональных выборах в Ираке, Джордж Буш подтвердил, что возлагавшиеся на них надежды по объединению страны не оправдались. Напротив, 2006 год вызвал такую волну религиозной и политической конфронтации, которая едва не смела прячущееся в так называемой Зеленой зоне правительство Ирака во главе с премьер-министром Малики.
Причину вспышки насилия в районе иракской столицы Буш видит не в неких внутренних неразрешимых противоречиях, а в отсутствии достаточных сил для ее подавления. По мнению президента, в Багдаде было слишком мало военнослужащих США, и их руки были связаны многочисленными ограничениями. Так, подразделения американской армии не могли ранее проводить операции в пригородах Багдада, где находят себе безопасный приют почти все боевики как суннитских, так и шиитских группировок. Кроме этого, "зачистив" очередной столичный район, американцы были вынуждены покидать его, позволяя экстремистам беспрепятственно возвращаться на свои позиции.
Теперь же все девять районов Багдада будут отданы под контроль 18 иракских армий и полицейских бригад, которых будет поддерживать дополнительный контингент американских войск численностью до 20 тысяч человек. Буш, подчеркнул, что основная ответственность по обеспечению безопасности будет возложена на иракское правительство, которое, в случае невыполнения своих обещаний по разоружению боевиков, "потеряет поддержку американского народа и поддержку иракцев". Причем, план этот должен быть реализован до ноября 2007 года.
Президент внял рекомендация двухпартийной комиссии Iraq Study Group и намерен увеличить количество военных советников, в задачу которых будет входить обучение боевых подразделений армии Ирака, и удвоить число так называемых Групп по реконструкции, решающих насущные проблемы в иракских провинциях. Госсекретарю Кондолиззе Райс поручено назначить координатора деятельности этих групп.
Однако другие рекомендации Iraq Study Group, возглавляемой большим другом семейства Бушей Джеймсом Бейкером, не нашли понимания в Белом доме. В частности, Буш ясно дал понять, что не намерен привлекать к мирному урегулированию в Ираке ни Сирию, ни Иран. Более того, президент в очередной раз обвинил эти государства в поддержке террористов и пригрозил разрушить функционирующую в этих странах систему помощи иракским боевикам.
Вероятно, выполняя это обещание верховного главнокомандующего, 11 января американские военные взяли штурмом диппредставительство Ирана в Багдаде, арестовав нескольких его сотрудников. А сам верховный направил в Персидский залив еще один авианосец ВМС США и приказал разместить на территории самого Ирака противоракетные комплексы Patriot, не объяснив, правда, какие цели будут высматривать в иракском небе их локаторы. Не забыл президент и о почти прозрачной границе Ирака и Турции, пообещав прикрыть и ее силами дополнительного контингента американских войск.
В части своей речи, касающейся предполагаемых дипломатических действий, президент не погнушался и откровенным шантажом. Говоря о возможном поражении США в Ираке, Буш предупредил руководства стран Ближнего Востока, что в этом случае будет создана реальная угроза существованию этих государств в принципе. Поэтому, по мнению президента, у Саудовской Аравии, Иордании, Египта и прочих просто нет иного выхода, кроме как поддержать усилия США и оказать всю возможную поддержку иракскому правительству.
Более очевидного доказательства слабости как администрации Буша, так и самой новоявленной стратегии трудно себе представить, ибо любое решительное действие, начинающееся с распределения возможной ответственности, больше похоже на капитуляцию, чем наступление.
Помимо исключительно военных инструментов президент предполагает использовать в Ираке и экономические. И здесь, помимо вполне понятного намерения потратитить до 10 миллиардов на реконструкцию инфраструктуры страны и создание новых рабочих мест, Буш добился от иракских властей согласия на применение мер совершенно популистских. А именно, распределения части прибыли от продажи нефти между всеми гражданами Ирака. Каким будет механизм и как удастся проконтролировать исполнение этого решения в стране, где государственная власть заканчивается в пригородах столицы, президент не уточнил, переложив ответственность за это на иракских чиновников.
Чрезвычайно интересным моментом в выступлении Буша стал его очередной выпад в сторону "Аль-Каеды", который по сути своей мало чем отличался от привычных опусов на эту тему, однако содержал одну примечательную деталь. Помимо формирования новой двухпартийной комиссии, в задачу которой будет входить выработка рекомендаций по дальнейшей борьбе с терроризмом, президент намерен увеличить численный состав американской армии и корпуса морской пехоты для того, чтобы они смогли "противостоять угрозам 21 века".
За этой простой и, казалось бы, вполне адекватной фразой из уст верховного главнокомандующего кроется настоящая революция. Ведь речь идет, фактически, об отказе от всех планов по реформированию вооруженных сил США, предложенных ранее бывшим министром обороны Рамсфелдом. Как известно, последний ратовал за сокращение армии и ее полную структурную перестройку, которая позволила бы решать оперативные задачи быстрее и с меньшими затратами людских и материальных ресурсов.
Очевидно, что Буш в отсутствие столь сильного игрока как Рамсфелд просто пошел на поводу у военных консерваторов, противящихся каким-либо реформам и продолжающих мыслить категориями времен Второй мировой войны. Теперь, вероятно, следует ждать и других принципиальных решений, выдержанных в этом же духе, а также сворачивания ряда принципиальных для бывшего руководства Пентагона программ.
Таким образом, новая стратегия Джорджа Буша оказалась на деле ничем иным как желанием продемонстрировать свою готовность к компромиссам политическим оппонентам и людям в погонах, а также переложить ответственность за возможный провал ее на максимальное число заинтересованных лиц. Никаких иных способов, кроме военных, удержать ситуацию в Ираке от дальнейшего сползания к хаосу администрация США не видит, и за всеми ее действиями проглядывается "одна лишь думы власть" - постараться не допустить крупных эксцессов в Ираке в столь важный для республиканцев предвыборный 2007 год.
Андрей Воронцов