В конце января 2007 года Россия и Индия достигли договоренности о совместной разработке многоцелевого истребителя пятого поколения. Необходимость привлечения зарубежного партнера в программу разработки боевых самолетов была вызвана чрезвычайно высокой стоимостью работ над новейшими машинами по сравнению с предыдущими. Соглашение предусматривает сотрудничество двух стран на стадии завершения проектных работ, испытаний и серийного производства самолета.
Первые работы над проектом истребителя пятого поколения начались в СССР еще в середине 80-х годов. После развала Союза и резкого снижения военных расходов работы были свернуты. В 90-е годы основные КБ, занимающиеся истребительной тематикой, представили два прототипа, которые были построены на основе советских разработок по программе МФИ (многофункционального истребителя) - МиГ-1.44 от КБ Микояна и С-37 (Су-47) "Беркут" КБ Сухого. В связи с отсутствием финансирования, эти машины не были запущены в производство, оставшись в роли "технологических демонстраторов".
Разработки перспективных боевых самолетов в России возобновились на рубеже XX и XXI веков. Первым проектом "второй волны" стал ПАК ФА - Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, известный также под индексами И-21, Т-50, "Изделие 701".
Головным исполнителем по теме ПАК ФА было выбрано ОКБ Сухого, что во многом определило облик истребителя. Детальные характеристики будущей машины неизвестны, но по тому, что силовую установку для него разрабатывает ОКБ "Люлька-Сатурн", а в качестве промежуточных двигателей на самолете будут установлены модифицированные АЛ-31, можно заключить, что новая машина будет относиться к классу тяжелых истребителей.
Известно, что истребитель будет иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость и маневренные качества, не уступающие самолетам семейства Су-27. В конструкции машины будут массово применены технологии снижения радиолокационной заметности.
По заявлениям представителей Министерства обороны и ВВС России, появившимся в 2005 году, первый полет новой машины ожидался в 2007-09 году, а ее серийное производство - ближе к 2015 году. В одном из выступлений главкома ВВС Владимира Михайлова наиболее вероятной датой первого полета назывался рубеж 2007-08 годов. В начале 2007 года АХК "Сухой" сообщил, что первый полет машины состоится в 2009 году.
Стоимость работ по программе ПАК ФА с самого начала оказалась очень высокой, что предопределило интерес России к совместной разработке самолета пятого поколения. Такой же способ снижения финансового бремени при разработке самолета пятого поколения JSF использовали США, сколотившие коалицию из восьми государств, совместно финансирующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Сформировать подобную коалицию из ближайших соседей - республик СНГ для России оказалось невозможно, прежде всего, в силу политических причин. Из стран дальнего зарубежья наиболее реальными партнерами в деле разработки современного истребителя являлись Индия и Китай, обладающие собственной авиапромышленностью и значительными финансовыми ресурсами.
Вариант сотрудничества с Китаем тем не менее практически не рассматривался - допускать одного из главных соперников к новейшим авиационным технологиям руководство России не сочло возможным.
Первые предложения о сотрудничестве в сфере разработки перспективных боевых самолетов, адресованные Индии, были озвучены в 2005 году. Тогда Индия отказалась от сотрудничества, но отказ не был категорическим, что позволило впоследствии продолжить переговоры.
К 2005 году появилась информация о разработке в России еще одного истребителя пятого поколения. Работы над проектом перспективной одномоторной машины легкого класса были поручены РСК МиГ.
В конце 2005 года появились сообщения о том, что Индия заинтересовалась новейшей разработкой ОКБ Микояна, тем не менее, в дальнейшем эти сообщения не были подтверждены.
В 2006 году АХК "Сухой" добился значительных успехов в разработке истребителя по проекту ПАК ФА. В частности, был успешно испытан промежуточный двигатель, предназначенный для установки на опытный экземпляр нового истребителя, и прозвучали сообщения об успешных испытаниях прототипов перспективного двигателя, предназначенного для серийных машин.
В современных условиях силовая установка, особенно для двухмоторной машины, составляет значительную часть ее стоимости и является одним из самых трудоемких узлов. Создание двигателя для ПАК ФА сразу повысило "реальность" разработки и сделало объявленные сроки работ более вероятными. В этих условиях Россия вновь начала переговоры с Индией о совместной работе над самолетом пятого поколения.
Результатом переговоров стала договоренность о совместной разработке многоцелевого боевого самолета, заключенная в ходе заседания российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству в Нью-Дели. Делегации сторон на заседании возглавляли министры обороны двух стран - Сергей Иванов и Куреан Энтони.
С индийской стороны в разработке ПАК ФА будет участвовать корпорация HAL - крупнейшая индийская компания в сфере авиастроения. Договоренность также предусматривает сотрудничество сторон в области разработки авиационного вооружения. В частности, АХК "Сухой" окажет Индии помощь в проведении летных испытаний варианта воздушного базирования крылатой ракеты "Брамос".
Детали соглашения, в частности - распределение затрат, сроки запуска перспективной техники в серийное производство, объемы производства и стоимость новых самолетов пока не разглашаются.
Илья Крамник