Февральская неделя аукционов Christie's и Sotheby's в Лондоне показала, что британские художники стремительно входят в моду у коллекционеров. Работы трех живописцев - Фрэнсиса Бэкона, Питера Дойга и Фрэнка Ауэрбаха - поставили рекорды стоимости. В итоге, Бэкон, умерший в 1992 году, стал называться вторым самым дорогим художником послевоенной эпохи, уступая только Виллему де Кунингу, Дойг - самым дорогим из ныне живущих европейских художников, а живущий уединенно Ауэрбах неожиданно для себя попал в когорту аукционных триумфаторов.
Все трое британцев - адепты фигуративной живописи. Это вовсе не значит, что абстракционизм или поп-арт вышли из моды, но определенная тенденция налицо. Стоит вспомнить, что за последний год не было ни одной рекордной продажи скульптур и что впервые за много лет именно живописная работа была удостоена Тернеровской премии.
Кстати, по итогам февральских торгов выяснилось, что андерграундный английский граффити-террорист Бэнкси окончательно стал деятелем культурного истэблишмента: стоимость его работ еще не исчисляется миллионами, но 102 тысячи фунтов за "Бомбардировку Центральной Англии" кажутся более чем серьезным результатом для художника, чье настоящее имя и биография остаются тайной для СМИ до сих пор.
Примечательно, что полотно Фрэнсиса Бэкона "Этюд к портрету II", написанное по мотивам "Портрета Папы Иннокентия X" Диего Веласкеса, было куплено за 27,4 миллиона долларов нью-йоркским арт-дилером Эндрю Фабрикантом для неназванного американского клиента. То, что современное британское искусство пользуется большим спросом на том берегу Атлантики, разумеется, не новость. Можно вспомнить успех Дэмиена Херста: в декабре 2004 года его "Физическая невозможность смерти в сознании кого-либо из живущих", а попросту - тигровая акула в герметичном аквариуме, заполненном формальдегидом, была продана за беспрецедентную сумму в 12 миллионов долларов американскому коллекционеру Стивену Коэну (тот позже подарил ее нью-йоркскому Музею современного искусства). Но вот что интересно: Чарльз Саатчи, главный пропагандист молодого британского искусства, стоявший за сделкой Херста и выставивший на продажу "Белое каноэ" Питера Дойга, ушедшее за рекордные 10 миллионов долларов, живописью соотечественников больше не интересуется. Он теперь занят новым американским и азиатским искусством. Так что через год-два, если арт-рынок не рухнет под собственной тяжестью, коллекционеры, похоже, отправятся осваивать новые восточные и западные фронтиры вслед за Саатчи.
Вдох-выдох
До торгов послевоенным искусством в Лондоне прошли аукционы живописи импрессионистов, постимпрессионистов, экспрессионистов и сюрреалистов. Таких же грандиозных результатов, какие наблюдались на ноябрьских торгах Christie's в Нью-Йорке, в этот раз увидеть не удалось, но цифры были все равно впечатляющие: 17,2 миллиона за "Мужчину в красном шарфе" Хаима Сутина, 13,4 миллиона за "Двух сестер" Огюста Ренуара, 12,7 миллиона - за "Дом среди деревьев" Фернана Леже. Но покупатели явно устали: не проданной осталась "Процессия" Эгона Шиле, выставлявшаяся с оценкой в 5-7 миллионов фунтов стерлингов, такая же судьба постигла двойной детский портрет кисти Ренуара (3,5 миллиона), портрет кисти Сезанна (2,8 миллиона), пейзажи Ренуара, Сислея и Сутина, два полотна Пабло Пикассо.
Некоторые участники торгов объяснили значительное число непроданных топ-лотов хорошим состоянием рынка, у которого еще есть возможности роста. Другие отметили, что, возможно, новые богатые коллекционеры переключились на послевоенное искусство, где все не так предсказуемо и цены растут намного быстрее, чем в консервативном сегменте импрессионистов.
15 февраля дом Sotheby's проведет торги послевоенным советским искусством. Миллионных рекордов там не предвидится, но результаты аукциона будут показательны: готовы ли новые русские коллекционеры вкладываться в неконсервативную живопись соотечественников или нет. Если да, то нас ждет много интересного на арт-рынке в ближайшие годы.
Юлия Штутина