На этой неделе в прокат выходят фильмы "Горячие новости", "Dreamgirls", "Долина цветов" и "Любовь-морковь". Обозреватели Time Out Москва побывали на родине соула, выучили кодекс чести гонконгских бандитов, взяли уроки любви в колесе сансары и выяснили чем она отличается от моркови.
"Dreamgirls"
Жанр: мюзикл. США, 2006. Режиссер: Билл Кондон. В ролях: Бейонс Ноулз, Дженнифер Хадсон, Аника Ноуни Роуз, Джейми Фокс, Эдди Мёрфи. 131 мин.
В начале 60-х в черных кварталах Детройта зрело что-то очень большое и важное для мировой музыкальной культуры: в то время как Америку сотрясала рок-н-ролльная революция, на рабочих окраинах, крохотных местных радиостанциях и в маленьких клубах зарождалась волна соула. Три чернокожие подружки Дина, Эффи и Лоррелл (Бейонс Ноулз, Дженнифер Хадсон и Аника Ноуни Роуз) с такой вот окраины на районном конкурсе талантов познакомились с торговцем автомобилями Кёртисом (Джейми Фокс), обуреваемым амбициями музыкального продюсера.
Кёртис ангажировал девиц на бэк-вокал к импозантному соул-певцу Джеймсу Эрли (Эдди Мёрфи), а когда пришла пора покорять сердца белой аудитории, поработал над имиджем троицы, сменил название с The Dreamettes на Deena Jones and The Dreams и выпустил в одиночное плавание, из которого девочки вернулись мегазвездами.
Едва ли не с самой премьеры феноменально успешного мюзикла Dreamgirls (это было в 1982-м) продюсеры намеревались сделать его киноверсию. Как и многие амбициозные проекты Голливуда, эта затея обернулась долгостроем. Права на экранизацию переходили от одной студии к другой, среди кандидатов в режиссеры был Джоэл Шумахер, а играть главную героиню звали то Уитни Хьюстон, то Лорен Хилл.
Наконец, в двухтысячных объявился до одержимости влюбленный в мюзиклы Билл Кондон. Доказав сценарием к "Чикаго" свою творческую состоятельность, Кондон добился права снимать Dreamgirls - и сделал фильм, над которым всплакнула, кажется, вся Америка.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы
Конечно, и восторги, и восемь номинаций на "Оскар" понятны - для американцев группа The Supremes, с которой "списаны" The Dreams, проходит по статье "национальное достояние", как и Джонни Кэш и Рэй Чарльз (фильмы "Переступить черту" и "Рэй" наделали в свое время не меньше шума).
Вольная интерпретация истории группы и легендарного лейбла Motown Records возносится до масштабов музыкальной летописи о тех временах, когда аббревиатура R&B значила не только "rhythm and blues", но и "rough and black" (а уж совсем не "rich and beautiful"). Вдобавок на периферии постоянно возникают знаковые мотивы: маршируют борцы с дискриминацией, выступает Мартин Лютер Кинг, жизнь дает настойчивым второй шанс и т. д.
Правда, у нашего зрителя причины посмотреть "Девушек мечты" будут не такими сентиментальными. В будущем Кондона наверняка запишут в ряды спасателей заскорузлого жанра мюзикла (собственно, этот титул ему положен хотя бы за сценарий "Чикаго"). При помощи подсмотренного у режиссера того же "Чикаго" Роба Маршалла бойкого монтажа, ослепительных декораций и отточенного перформанса он создал завораживающее зрелище.
Отдельный разговор - номинированная на "Оскар" Дженнифер Хадсон (чей голос критики сравнивают с вокалом Ареты Франклин). В ключевой сцене, когда все близкие и друзья ополчаются на ее героиню, она поет свою партию так отчаянно, что кажется, будто это сама Леди Месть рубит врагов катаной.
Игорь Веселов, Time Out Москва
"Горячие новости"
Жанр: городской боевик. Гонконг, 2004. Режиссер: Джонни То. В ролях: Ричи Рен, Келли Чен, Ник Юнь. 90 мин.
Пасмурным летним днем залетная банда с континента серьезно портит репутацию гонконгской полиции. Фотогеничные ребята в тертых кожаных бушлатах закидывают отутюженный спецназ лимонками да еще и заставляют случайного постового жалко поднять руки под прицелом не только пистолета, но десятка телекамер (по случайному стечению обстоятельств перестрелка происходит недалеко от места масштабной автокатастрофы).
Теперь прогрессивная комиссарша Ребекка Фонг (писаная красавица Келли Чен) намерена взять реванш - образцово-показательный захват преступников тоже должен произойти в прямом эфире (для чего ко всем полицейским прикручивают крохотные веб-камеры). Гангстеры, впрочем, не отстают и водят полицейских за нос не только по лабиринту блочных небоскребов, но и по медийному пространству.
Автор этого небрежного парафраза "15 минут славы" Джонни То в прошлом году получил главную кинопремию острова Hong Kong Film Award как лучший режиссер, в этом - номинируется на нее же уже с двумя фильмами. То - гонконгский Леоне и Говорухин в одном лице. "Горячие новости" - не лучший и не самый показательный его фильм (через три недели, скажем, у нас выйдет его "Крестный отец" - "Выборы"), но характерный стиль здесь вполне выдержан, хотя и не отшлифован до блеска.
Симпатия к гангстерам, акцент на теме бандитской чести, ловкость в обращении с огнестрельным оружием (простая револьверная дуэль выглядит у То как финал мирового чемпионата по пинг-понгу), своеобразный, местами кладбищенский юмор и наивная сентиментальность - все это тут, безусловно, есть, но в умеренных количествах, как пряности в хорошем блюде.
Вот обаятельный преступник отчаянно флиртует с хорошенькой инспекторшей, глядя на нее сквозь выемку прицела. Вот члены разных "семей", случайно оказавшиеся в одной ловушке, умилительно возятся на кухне. Вот чувство долга красиво торжествует над волей к жизни. А вокруг высятся утесы многоэтажек и пули послушно свистят у виска, выжидая финала, когда им будет наконец позволено войти в цель.
Можно спорить, стоит ли начинать знакомство с режиссером именно с этого, второстепенного в его фильмографии, кино. Но для знакомства с современным гонконгским боевиком вообще "Новости" - самое то.
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Долина цветов"
Жанр: вековая мелодрама. Индия - Франция - Япония - Германия, 2006. Режиссер: Пан Налин. В ролях: Милена Джампаной, Милинд Соман. 155 мин.
В начале XIX века где-то в Гималаях отряд разбойников промышляет нападением на караваны. После очередного рейда перед партизанами из песчаного облака материализуется черноокая красавица Ушна, которая заявляет главарю Джалану, что видела его во сне. Помимо сногсшибательной красоты Ушна обладает массой полезных в походной жизни качеств.
Она знает все тайные дорожки в горах, угадывает намерения идущих по пятам карателей, дружит со всеми предсказателями и знахарями в округе, а также умеет красть у людей их тени. Бойцы шайки все больше уверяются в том, что Ушна - порождение иного мира. А сам Джалан, окончательно влюбившись, стремится сделать союз вечным, выпивает эликсир долголетия, но из-за какой-то технической неполадки вынужден прожить в одиночестве пару веков, прежде чем в токийском баре встретит певичку, поразительно похожую на Ушну.
К своему второму полнометражному фильму Пан Налин ("Сансара") шел без спешки: скитался в горах, вспоминал услышанные в родной деревеньке сказки, проглядывал книги исследовательницы Тибета Александры Давид-Ноэль. В "Долине цветов" он попытался обернуть романтическую историю любви в колесе сансары в доступную для европейского зрителя, знакомого с Антониони и Бертолуччи, упаковку.
Получилось несколько сумбурно, а написанный с оглядкой на западные лекала сценарий оставляет в недоумении - герои тут в восточной манере говорят все больше глазами. Но увидеть это кино стоит хотя бы ради неземной красоты гималайских пейзажей и неподдельной (от всех претензий западного кино) буддистской отрешенности. А упрек "тут же ничего не происходит" еще со времен Вонга Кар-Вая как-то принято считать несостоятельным.
Игорь Веселов, Time Out Москва
"Любовь-морковь"
Жанр: театр теней. Россия, 2007. Режиссер: Александр Стриженов. В ролях: Кристина Орбакайте, Гоша Куценко, Евгений Стычкин, Андрей Краско. 90 мин.
Спустя семь лет после свадьбы адвокат Андрей (Гоша Куценко) и искусствовед Марина (Кристина Орбакайте) пытаются спасти свой брак и отправляются на консультацию к семейному психологу. Проснувшись следующим утром, Андрей обнаруживает у себя настоящую женскую грудь, а Марина - бас и мужские трусы.
Осваивая в череде гэгов тела друг друга, каждый из супругов начинает понимать, каково это - жить с собой.
Не только "Любовь-морковь", но и все фильмы Александра Стриженова ("Упасть вверх", "От 180 и выше"), отличаются удивительной добротой старых советских комедий. Непонятно, как Стриженов умудрился пронести ее в свой мир карикатурных "масквичей" с их спа-салонами, модными клубами и стерильными квартирами, но подвиг этот явно напрасен.
Лишенная ностальгического обаяния, эта доброта выглядит тем, чем и является на самом деле - кристальной незамутненностью сознания, какая бывает разве что у лежачих пациентов горных санаториев.
Кроме того, у Стриженова, в отличие от Гайдая или, скажем, Александрова, есть еще кадровые проблемы - Кристина Орбакайте и Гоша Куценко, изображающие противоположный пол в меру своих о нем представлений. Орбакайте главным образом широко шагает и сутулится, Куценко дает бойджорджа - в принципе, такое могли бы исполнить и вы на дружеской вечеринке.
Как смотреть на этот театр теней, зависит от темперамента и эрудиции зрителя: кто-то сочтет все это просто развлекательной ерундой, кто-то - торжеством поп-арта в российском кино. Энди Уорхол, помнится, тоже не различал прилагательные "плохой" и "общедоступный".
Василий Корецкий, Time Out Москва