За последний год британская пресса по крайней мере трижды с удовольствием сообщала своим читателям, что несколько всеми забытых полотен оказались важными историческими источниками - на них изображены английские королевы минувших веков, чей облик до сих пор был известен только по книжным описаниям или по поздним живописным фантазиям.
Если вынести за скобки давний пиетет англичан по отношению к своим монархам, то причины столь широкого освещения сугубо искусствоведческих находок могут показаться стороннему наблюдателю не совсем понятными. Однако все не так сложно: за изысканиями в области иконографии монархов стоит один человек - в прошлом преподаватель Кембриджского университета и Лондонской школы экономики профессор Дэвид Старки. Он известен не только как автор популярных книг по истории страны, но и как "самый грубый человек Великобритании".
Старки, оставивший в 1998 году академическую карьеру, знаком большинству британцев как один из самых ярких радиоведущих: своими резкими высказываниями он девять лет украшал популярную передачу Moral Maze ("Лабиринт морали"), в которой приглашенные гости обсуждали острые этические проблемы современности. Реакции Старки часто бывали столь резкими, что гости студии всерьез ссорились с ним. Однажды (правда, не на радио, а в газете) он ухитрился оскорбить всех шотландцев разом, обозвав их родину "глупой маленькой страной", купающейся в лучах "английской славы", чем вызвал громогласную полемику в прессе, растянувшуюся на добрый год.
С конца 1990-х профессор в отставке приступил к продюсированию документальных, точнее, "реконструкционных" телесериалов для BBC. Самый большой успех выпал на долю "Шести жен Генриха VIII" (2001): фильм купили образовательные каналы нескольких стран, а одноименная книга Старки стала бестселлером. Следующий сериал - "Монархия" (2004-2005) - понравился аудитории не меньше.
Если бы Старки занимался только историческими телепрограммами, то едва бы заслужил звание "национального сокровища" своей страны. Но он - серьезный историк, собравший громадный документальный архив по тюдоровской эпохе (документы завещаны кембриджскому колледжу Фитцуильямс). Он консультирует крупнейшие музеи страны и не перестает заниматься своими возлюбленными XVI и XVII веками. Свободное от написания книг и сценариев время он тратит на пролистывание бесчисленных музейных и аукционных каталогов в поисках не опознанных другими исследователями портретов английских монархов.
Примечательно, что в 2006 году группа искусствоведов, не связанных со Старки, опубликовала результаты анализа одного портрета: по мнению исследователей, на нем изображена леди Джейн Грей, царствовавшая всего девять дней в 1553 году. Не видевший картины Старки на всякий случай сразу раскритиковал гипотезу коллег по цеху. Вся британская пресса вышла с заголовками с непременным вопросительным знаком: "Неужели это подлинное изображение Джейн Грей?" Годом позже Старки представил газетам свою "протеже": миниатюру, на которой, по его мнению, изображена леди Джейн, "июльская королева". Газета The Times, опубликовавшая пространный отчет о портрете, вышла с характерным заголовком: "Почему Старки думает, что это неизвестное изображение юной королевы". А Старки так думает потому, что листья левкоя (можно только восхищаться, как он их опознал) указывают на фамилию мужа леди Джейн.
Правоту или неправоту историка в отношении атрибуции портретов королев покажет время. Но вкус к кропотливой работе "археолога картин и документов" он успел привить многим своим соотечественникам. В конечном счете, говорит он, значение имеет не окончательный ответ, а его поиск и азарт сыщика. И хотя Старки, с точки зрения коллег, работает на хоженом-перехоженом поле, он регулярно находит там что-то любопытное.
Юлия Штутина