Фильм Зака Снайдера "300 спартанцев" был одним из самых ожидаемых проектов 2007 года. Красивая история о героизме, в основе которой реальные события древнегреческой истории, несколько приукрашенные и смягченные пластами времени, видеоряд, поражавший своей эстетикой еще на стадии трейлеров, все это кричало о том, что фильм будет не просто блокбастером, а совершенно новым явлением в кинематографе. В итоге после его просмотра возникло странное ощущение, что режиссер сделал все возможное, чтобы фильм превратился в банальную, но пафосную поделку.
Стоит сразу оговориться, что попытки иных историков или тех, кто себя таковыми считает, искать в фильме несоответствия заставляют всерьез задумываться о вменяемости этих граждан. Да, действительно, многие эпизоды фильма с точки зрения историографии могут выглядеть смешными.
Спартанцы и в самом деле тренировали своих молодых воинов отнюдь не на волках, а на захваченных в плен и обращенных в рабство противниках. Да, презрительное отношение к афинянам, которых сам Леонид в фильме называет "любителями мальчиков" выглядит несколько странным, так как именно спартанцы слыли в Элладе главными сторонниками крепкой мужской любви, что неудивительно, так как большую часть жизни им приходилось проводить исключительно в мужском коллективе, и подобные пристрастия не считались чем-то ненормальным.
Да, все неспартанцы в фильме выглядят людьми второго сорта, а враги царя Леонида как внутренние, так и внешние - невероятными чудовищами, мутировавшими до полной потери образа Божьего. Действительно, размер армии Ксеркса сильно преувеличен, а представители африканской фауны, с которыми пришлось сражаться спартанцам, своим видом напоминают об известном телевизионном сериале "Прогулки с динозаврами".
Все это так, но данные претензии ни в коей мере не должны быть адресованы Снайдеру, который опирался вовсе не на исторические труды Геродота, а на обычный комикс автора "Города грехов" Фрэнка Миллера, который нынче модно именовать графической новеллой. Именно поэтому попытка анализировать фильм "300 спартанцев" с исторической точки зрения справедлива в той же мере, в какой и стремление доказать научную несостоятельность фильмов о "Бэтмане".
Надо отдать должное Снайдеру, точность, с которой он воспроизводит на экране визуальные детали творения Миллера, просто поразительна. И речь идет не только о раскадровке, но и облике главных героев, обмундировании, украшениях и даже наконечниках стрел. Ниже приведена пара оригинальных рисунков Миллера и кадров из фильма для наглядного сравнения.
Однако, что касается смыслового наполнения комикса и диалогов персонажей, Снайдер по непонятным причинам подверг их серьезной коррекции. В произведении Миллера нет и десятой доли того свободолюбивого пафоса, которым режиссер наполнил его экранную версию. Царь Леонид Миллера говорит о законах Спарты, не позволяющих ее воинам отступать или сдаваться, о долге и чести, а царь Леонид Снайдера сотрясает Фермопильский проход речами о борьбе с тиранией и битве за свободу, для защиты которой он и его войны готовы не пожалеть живота своего.
Абсурдность таких речей, звучащих из уст одного из главных рабовладельцев древнегреческого мира, поддерживающего к тому же практику убийства младенцев, не соответствующих принятым в Спарте стандартам, нисколько не смущает Снайдера. Упорство, с которым режиссер вкладывает в уста своих героев призывы к защите свободы, отсутствующие в оригинальном комиксе, поистине удивительно.
Ну о чем могут говорить перед бурной постельной сценой царь со своей царицей? Конечно, о свободе. Неудовлетворенный пророчеством оракула Леонид вопрошает у обнаженной супруги, что же ему, как царю, теперь делать? И боевая подруга, пылая очами почище Фаросского маяка, советует ему поступить так, как поступают все свободные люди. И так далее.
Вообще развитие темы боевой подруги - это, пожалуй, самый главный режиссерский вклад в этот проект. У Миллера ее присутствие ограничивается лишь парой сцен, у Снайдера царица является вторым по значимости действующим лицом после Леонида, при этом ее поступки не укладываются даже во всем известные рамки женской логики.
Именно супруга хамит посланнику Ксеркса, а затем дает добро на его бессмысленное убийство, именно она, чтобы добиться высылки подкреплений, сначала отдается предателю, контролирующему совет Спарты, а затем убивает его, причем, не за предательство, а за то, что тот рассказывает об их связи. Всего этого великолепия в новелле Миллера нет и в помине.
Зачем Снайдеру понадобилось столь сильно утрировать "женскую" линию в фильме, остается загадкой. Вполне возможно, ему просто захотелось немного разбавить сухость комикса мелодрамой в стиле "Гладиатора", но получилось настолько топорно, что даже природные данные актрисы Лены Хэди не в состоянии это компенсировать.
К слову, "Гладиатор" "проглядывает" в фильме до неприличия явно. Колышущиеся поля пшеницы, женщина в поле, обнимающая своего ребенка, но самое главное - это саундтрэк, местами являющийся почти точной копией "гладиаторского". Внимательный зритель не сможет не заметить, что заканчиваются "300 спартанцев" той же самой песней, что и фильм Ридли Скотта.
Еще один творческий вклад Снайдера - это невообразимые монстры, сражающиеся на стороне персов. Здесь режиссер явно использовал весь свой опыт по созданию "зомби-фильмов". Если у Миллера персы - это грозная и страшная в своей силе стихия, то у Снайдера это сплошные жертвы инцеста, прошедшие усовершенствование в лаборатории доктора Франкенштейна.
Но пожалуй главное разочарование вызывает тот элемент картины, который, по идее, должен был стать новым эталоном в своем жанре - батальные сцены.
Совершенно очевидно, что противостояние громадной армии Ксеркса и нескольких сотен греков изображают около трех десятков статистов. Питеру Джексону в свое время удалось создать видимость грандиозных сражений с чуть большим количеством живых актеров, Снайдеру эта высота явно не покорилась.
Сцены боя, показываемые крупным планом, хаотичны до уровня "Волкодава", общие же планы напоминают выступление на сцене какого-нибудь китайского балета: много акробатических трюков, красивых разворотов и артистических ударов, которые наносятся с поразительной неспешностью. Нарезка батальных сцен, представленная ранее в рекламных роликах, явно вобрала в себя самые яркие эпизоды, что есть в фильме.
Все объясняется довольно просто. Постановкой боев занимался Чад Стахелски, тот же самый эксперт, что готовил поединки для "Матрицы", "Ангелов Чарли" и "Ван Хельсинга". Но если в этих случаях немыслимые пируэты, все эти "эффекты пули" и прочие визуальные излишества смотрелись очень естественно, то в в "300 спартанцах" они явно выходят за грань разумного.
Стоит однако признать, что ни в одном фильме до этого зритель не видел столь качественного членовредительства в виде отсечения конечностей, голов, проникновения холодного оружия в человеческую плоть и фонтанов крови. Но это уже стоит отнести к заслугам художников и создателей спецэффектов.
А заслуги эти, несомненно, велики. Оформление видеоряда, хоть и не являющееся оригинальным (в таком же стиле были сняты вышедшие ранее "Город грехов" и "Небесный капитан и мир будущего"), выполнено безупречно. Гибель персидского флота великолепна, гротескный волк, с которым сражается юный Леонид - бесподобен, танец девушки-оракула - завораживающ, да и уже упоминавшиеся выше персидские мутанты сделаны с душой. Очевидно, что "300 спартанцев" - явный претендент на "Оскар" в нескольких технических категориях на следующей церемонии.
Ну и последнее: сами спартанцы. Они именно такие, какими мы их себе и представляем. Такого обилия накачанных мужских торсов, грозных взглядов, коротких и внушительных диалогов голливудский кинематограф еще не знал. В этом смысле "300 спартанцев" явно завоюют огромную симпатию женской части зрителей и дадут очередной повод дамам выдохнуть с тяжелой грустью: "Теперь таких мужчин нет".
В этой связи не может не радовать тот факт, что хороший актер Джерард Батлер, демонстрировавший ранее свои бойцовские качества и вокальные данные, наконец, попал в актерскую категорию "А". Уже хотя бы за это явление нового "настоящего полковника" Голливуда Зак Снайдер заслуживает большой благодарности. Остальные комплименты за один из главных блокбастеров 2007 года адресованы не ему.
Григорий Злов