21 марта в Ростовской области во время проведения учебно-тренировочных полетов в воздухе столкнулись два военных истребителя МиГ-29. Авиагарнизон Миллерово, в районе которого произошло столкновение, находится в 220 километрах к северу от Ростова-на-Дону.
Пилоты самолетов при столкновении не пострадали, так как успели катапультироваться до падения машин на землю. На поиски летчиков оперативно вылетели два поисково-спасательных вертолета Ми-8, которые вскоре доставили их в медчасть гарнизона. Управлявший одним из истребителей командир эскадрильи подполковник Ульфанов получил незначительные повреждения лица, пилот второго самолета - командир звена майор Чиркин - не пострадал.
На место аварии выехала оперативно-следственная группа из представителей военной прокуратуры, которые вскоре приступили к первичным следственным действиям по установлению причин авиакатастрофы. Военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа по факту столкновения истребителей возбудила уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил полетов или подготовки к ним), которая предусматривает до семи лет лишения свободы в случае тяжких последствий.
МиГ-29 - легкий фронтовой истребитель, который был создан РСК "МиГ" в начале восьмидесятых годов. Сегодня МиГ-29 является одним из наиболее массовых и совершенных российских истребителей. Он находится на вооружении в 27 странах мира. Вооружение истребителя состоит из управляемых ракет "воздух-воздух" Р-27Р1 и Р-73Э, пушки, неуправляемого ракетного и бомбового вооружения.
Летчики отрабатывали полет парой, выполняя упражнение на слетанность, они оба имели довольно большой опыт полетов. Самолеты столкнулись на высоте около семи тысяч метров. Как сообщил глава Миллеровского района Владимир Горшколепов, жертв и разрушений на земле нет, так как самолеты упали на поле в безлюдной местности. По его словам, летчики постарались, чтобы машины не упали на село Дегтево, находящееся неподалеку от места учений. Они направили самолеты от населенной территории, сделали все, чтобы они не принесли разрушений и жертв, и лишь потом катапультировались.
Как правило, такие полеты выполняются по большому или малому кругу вокруг аэродрома. Отрабатываются также действия на виражах. По предварительным данным, причиной аварии двух истребителей стала ошибка в пилотировании. Скорее всего, пилоты не справились с выполнением одной из сложных фигур, либо один летчик начал маневр, не предупредив второго. В паре дистанция между самолетами, как правило, около 50 метров, поэтому вероятность столкновения не исключена.
Бортовые самописцы, находящиеся в удовлетворительном состоянии, а также основные узлы и агрегаты самолетов доставлены в Миллерово для проведения экспертизы. Туда же 22 марта в 9:30 вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации Владимир Михайлов.
Как стало известно позже, вооружения на потерпевших аварию самолетах не было. Бывший главком ВВС России, маршал авиации Евгений Шапошников, возглавляющий некоммерческое партнерство "Безопасность полетов", заявил, что анализируя авиационные происшествия с МиГ-29, можно сделать предположение, что столкновение могло произойти из-за недостаточной обученности пилотов. В частности из-за неправильного расчета летчиками скорости сближения самолетов, неправильного распределения внимания при выполнении группового полета, потери ведомым ведущего с последующими неправильными действиями при его поиске и выполнение полета на таких интервалах и дистанциях, которым летчики в строевых частях не обучены.
Сейчас на месте происшествия работает комиссия Службы безопасности полетов Минобороны РФ и ВВС. Обломки разбившихся самолетов останутся на месте падения до завершения следственных действий и будут убраны представителями части после получения соответствующего разрешения.
Артем Сторонов