На этой неделе в прокат выходят фильмы "Стрелок", "Внук Гагарина", "Три ключа", "С глаз долой - из чарта вон!", "Первобытное зло" и "Предчувствие". Обозреватели Time Out Москва заразились поствьетнамским синдромом, нашли ключи от рая, побывали на дискотеке 80-х, защитили редкого крокодила, спасли внука Гагарина и пережили "день сурка".
"Стрелок"
Жанр: пристрелка. США, 2007. Режиссер: Антуан Фукуа. В ролях: Марк Уолберг, Майкл Пенна, Дэнни Гловер. 124 мин.
Вышедший на пенсию сверхсекретный снайпер морской пехоты Боб Ли Сваггер (Марк Уолберг) сменил имя, уехал в горы, отрастил бороду и научил собаку приносить пиво прямо из холодильника. В общем, жил - не тужил, пока в его хижину не постучались двое в штатском и не попросили помочь спасти президента США от неминуемого покушения.
Сваггер, немного скривившись, согласился из подчеркнуто гуманистических соображений и отправился в большой город просчитывать возможные сценарии убийства главы государства. О чем вскоре сильно пожалел - спасать ему пришлось не президента, а свое честное имя и жизнь от тех самых хитро подставивших его товарищей в штатском.
"Стрелок", в меру актуальный боевик о заговоре в высших эшелонах американской власти, возвращает нас в стихию старого и доброго голливудского насилия. В мир отставных спецназовцев и последних бойскаутов, неполиткорректных нигилистов с поствьетнамским синдромом, черных вертолетов и вороненых стволов.
Нежность, с которой Антуан Фукуа - режиссер, весьма осмысленно растрачивавший свой талант на дивные безделицы вроде "Тренировочного дня" и "Убийц на замену", - ощупывает знакомую с 80-х фактуру, ощущается кожей и позвоночником. Вот он цитирует "Коммандос", вот вспоминает "Первую кровь" и пытается выучиться у старомодных боевиков умению бить редко, но метко.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы
И пока что промахивается. Проблема "Стрелка" в том, что он, как и его герой, не склонен к шквальному огню. Отдавая должное боевым сценам, Фукуа хочет еще и поразмышлять - о кризисе американской системы, политической, общественной, просто системы ценностей. Длинное снайперское имя Боб Ли Сваггер явно намекает на другого человека с ружьем - Ли Харви Освальда, убийцу президента Кеннеди.
С помощью аллюзий и намеков Фукуа пробует разобраться в современном состоянии дел в американской демократии. Но слово "шутер" - как жанр и как название - предполагает прежде всего действие, а его тут явно не хватает.
Из шести романов, написанных кинокритиком "Вашингтон Пост" Стивеном Хантером о доблестном Сваггере, Фукуа экранизировал лишь первый. Если позволят кассовые сборы, из фильма в дальнейшем может вырасти вполне увлекательная франшиза о беготне с винтовкой - ведь биатлон любят смотреть почти все. Нужно только правильно распорядиться выводом, сделанным в финале.
А он вполне конкретен: правды не найдешь, слабых обижают, во всем виноваты нефть и жадность, а лучшие друзья человека - это качественная оптика, датчик скорости ветра и хороший ствол. Все так, но настаивать на этом из фильма в фильм не стоило бы - иначе хороший честный парень Сваггер рискует превратиться в перешедшую к тактике прямого действия Новодворскую.
Василий Степанов,Time Out Москва
"Три ключа"
Жанр: душеспасительный триллер. 2005, США, Режиссер: Робби Хэнсон. В ролях: Джастин Уодделл, Марк Блакас. 105 мин.
После одной особенно увлекательной лекции о Блаженном Августине студент-теолог Кевин (Марк Блакас) попадает в затруднительную ситуацию. Мобильный телефон богослова атакует маньяк, который предлагает ему за ближайшие три минуты покаяться в страшных грехах детства - или же машина Кевина взорвется прямо на автостраде.
Встревоженный теолог едет прямиком в полицию, где встречает Дженнифер Питерс (Джастин Уодделл), полицейского психолога и по совместительству писательницу. Ее брат - вот совпадение!- погиб от рук того же подрывника.
На первый взгляд неказистый, поставленный по новелле популярного в Америке писателя-евангелиста Теда Деккера фильм Робби Хэнсона - просто очередной эпигонский триллер. Глупо отрицать, что в оригинальном начертании "Thr3e" читается плохо скрываемый намек на "Se7en" Дэвида Финчера, маньяк, словно под копирку, срисован с душегуба-выдумщика из "Пилы", а звонки мобильного раздаются из "Телефонной будки" Джоэла Шумахера.
Но обстоятельства сложились так, что "Три" стал подлинным событием в жизни американских христиан, а посредственный режиссер Хэнсон вот-вот станет суперзвездой для тех зрителей, которые регулярно посещают церковную службу. "Три ключа" - не первый опыт работы Хэнсона с душеспасительной прозой. Но для Fox Faith, нового отделения кинокомпании Fох, это - дебютный релиз.
Fox Faith создано специально для того, чтобы завлечь на воскресные сеансы католиков, протестантов и, если получится, - мормонов. Поэтому в триллере "Три ключа" не падает ни одной капли крови и не звучит ни одного неприличного слова. Осененные всполохами божественного огня (пиротехникам христианская мораль едва ли помеха) герои битых полтора часа спорят о том, когда именно родился Кант, и мучительно рассуждают, могут ли в одном человеке уживаться как божественное, так и дьявольское. "Конечно, могут!" - ответим мы.
Ведь получается же у боссов Fox одновременно радоваться прокатным успехам "Бората" и ставить в производственный план следующий роман евангелиста Деккера (в постановке, естественно, Хэнсона).
Василий Степанов,Time Out Москва
"С глаз долой - из чарта вон!"
Жанр: дискотека 80-х. США, 2007. Режиссер: Марк Лоуренс. В ролях: Хью Грант, Дрю Бэрримор, Хэйли Беннетт. 96 мин.
Малолетней поп-диве Коре (Хэйли Беннетт), идиотке и буддистке, приходит в голову сентиментальная идея - вытащить из небытия Алекса Флетчера, экс-солиста популярного в 80-е бойз-бэнда. В свое время его песни помогли ей пережить развод родителей. Аккуратно помятый лузер Флетчер (Хью Грант) не без смущения соглашается написать звезде новый хит.
С музыкой у него по-прежнему все в порядке, а вот слова не идут. Но тут неожиданно выясняется, что нелепая горничная музыканта Софи (Дрю Бэрримор) наделена большим поэтическим талантом. После положенных мучений все у них сложится - и песня, и отношения.
В отличие от своих героев Марк Лоуренс (сценарист "Мисс Конгениальности") отлично справился с задачей в одиночку. Фильм начинается с любовно стилизованного под 80-е музыкального клипа, который, право, сам по себе стоит похода в кино - тут омоложенный Хью Грант в дурацкой манишке, приплясывая, лупит по клавишам синтезатора. Не хуже смотрится и клип Коры, пародирующий всех без разбору шакир, агилер и бритни.
Глупо было бы ждать от этого фильма оригинального сюжета, зато диалоги соответствуют всем комедийно-романтическим ГОСТам, иногда даже сползая в приятный абсурд ("Пойдемте, я покажу вам крышу… Это наверху", - щебечет юная фанатка Будды).
К тому же бонус-треком к ромкому идет довольно грустное и не сильно закамуфлированное обобщение: жизнь и карьера взрослых и не совсем бездарных людей в наше время целиком и полностью зависит от подростковых капризов такой вот Коры и миллионов ее поклонников.
Мария Кувшинова,Time Out Москва
"Первобытное зло"
Жанр: в мире животных. США, 2007. Режиссер: Майкл Кэтлман. В ролях: Доминик Пёрселл, Брук Лэнгтон, Орландо Джоунс, Юрген Прохноу. 93 мин.
В самом сердце Черного континента, в крошечной Республике Бурунди, помимо постоянно вырезающих друг друга племен тутси и хуту обитает 9-метровый крокодил-людоед с благородным именем Густав (так же зовут и местного диктатора). Густавом живо интересуется американский телеканал - как-никак сенсация. Заманивать рептилию в железную клетку для проведения телерепортажей отправляют троих: журналиста-грубияна (Доминик Пёрселл), длинноногую подружку продюсера (Брук Лэнгтон) и острого на язык негра-телеоператора (Орландо Джоунс).
Сюжет, конечно, безбожно глуп, и словосочетания вроде "мотивация героев" лучше перед просмотром вовсе забыть. Не обманывает ожиданий в этой ленте только сам крокодил. Вернее так: он оправдывает даже самые смелые ожидания. Обещанные 9 метров от носа до хвоста в течение фильма пугающе разрастаются, и к финалу по саванне носится уже целый локомотив.
Конечно, подобной гигантоманией были обуреваемы все классические фильмы о монстрах, но по сравнению с "Первобытным злом" даже спилберговские "Челюсти" - не более чем серия "Одиссеи команды Кусто". Однако у этого опуса есть и другие достоинства.
Так, режиссер Майкл Кэтлман избежал общего места многих хорроров, мысли о том, что самый опасный хищник - это человек, а предположил ровно обратное - что любая пищевая цепочка в конце концов приводит к гигантским крокодилам. Одним словом, царь зверей - не лев.
Глеб Борисов,Time Out Москва
"Внук Гагарина"
Жанр: афро-российская комедия. Россия, 2007. Режиссеры: Андрей Панин, Тамара Владимирцева. В ролях: Геннадий Назаров, Андрей Панин, Донэ Лема. 85 мин.
Неказистый бородач Федор Гагарин (Геннадий Назаров) узнает после смерти матери-алкоголички о существовании сводного брата. Когда в детдоме Федору выдают черного, как вакса, паренька Гену (Донэ Лема), он не то чтобы сильно удивляется. Но смириться с воспитанным в холоде и мраке характером брата оказывается сложнее: маленький чертенок пьет, курит, ворует, дерется и врет каждому встречному, что он внук Гагарина.
Новый родственник Федора не нравится никому - ни его единственному другу, слесарю-националисту Толяну (Андрей Панин), ни бывшей любовнице, ни богатым клиентам, ни действующему в районе отряду скинхедов.
Режиссерский дебют Андрея Панина, кажется, вобрал в себя все темы, которыми увлекалось российское кино 90-х. Тут и трагедия не вписавшегося в новое время талантливого человека, и встреча родственников, и Россия глазами чужака, и крушение высоких идеалов о бытовуху, и социальная разобщенность, и большие деньги, которые решают не все.
При всем вызывающем анахронизме фильма в нем все же имеется актуальный пунктик насчет фашизма, несколько топорный, но, к чести авторов, не слишком акцентируемый. С другой стороны, герои этой непричесанной истории так обаятельно наивны, а нити сюжета сотканы в такую непрочную марлю, что возникает подозрение, будто картина создавалась не из суммы конъюнктурных пунктов, а из чистого желания рассказать теплую человеческую историю. Простую и ни к чему не обязывающую ни режиссеров, ни публику.
Игорь Веселов,Time Out Москва
"Предчувствие"
Жанр: женский день сурка. США, 2007. Режиссер: Меннан Япо. В ролях: Сандра Буллок, Джулиан Макмэхон. 110 мин.
В приятный солнечный день домохозяйку Линду (Сандра Буллок) встречает на пороге шериф с постным лицом и сообщением, что ее муж Джим (Джулиан Макмэхон) врезался в бензовоз. Линда объясняет дочуркам, что папа, наверное, не вернется к ужину, и сдержанно, без истерик переживает тяжелую потерю.
На следующее утро она обнаруживает супруга на кухне, расслабленно попивающим кофе и явно живым. Выясняется, что действие фильма, а вместе с ним и Линда, принялось беспардонно скакать из прошлого в будущее и наоборот. И теперь героиня будет с двух сторон (из вчера и завтра) приближаться к "дню икс" и решать, заслужил ли муж спасение от гибели или все-таки нет.
В хороших руках все это нелинейное повествование и без всяких пылающих бензовозов могло бы дать отчаянный катарсис. Но, увы, "Предчувствие" лишь неловко признается в любви семейным ценностям. Фильм настолько беден интонациями (и в режиссуре, и в актерской игре), что даже излюбленные вопросы альтернативной истории - а что если бы такой-то (или такая-то) сделал бы не то, а это? - звучат не всерьез.
Смешно сказать, но в финале настигает озарение - а ведь все эти прыжки в будущее можно было бы безболезненно вырезать. Да и придумать что-нибудь поэффектнее рокового заглохшего двигателя тоже не помешало бы. Но остается констатировать, что за долгие годы сюжеты о темпоральных скачках проделали нелегкий путь: от пафосной фантастики до мелодраматического томления.
Еще буквально вчера будущим и прошлым жонглировали кибероперуполномоченные ("Особое мнение") или как минимум фэбээровцы ("Дежа Вю"). Теперь же со времени снимает стружку скучная домохозяйка, жизнь которой и без того - сплошное dejа vu, а каждое завтра похоже на вчера.
Глеб Борисов,Time Out Москва