В рейтинге крупнейших компаний США по выручке Fortune 500 сменился лидер. Если год назад благодаря высоким ценам на топливо в лидеры выбилась нефтяная ExxonMobil, то на этот раз на верхнюю строчку забралась самая большая розничная компания мира Wal-Mart Stores. В ее магазинах за 2006 год продали товаров более чем на 350 миллиардов долларов. На эти средства, если судить по рыночной капитализации, можно купить трети четверти ExxonMobil, которая заняла второе место.
Общий объем продаж всех компаний Fortune 500 немного не дотянул до 10 триллионов долларов, а их прибыль составила 785 миллиардов долларов. Это на 29 процентов больше, чем по итогам прошлого года.
В остальном подсчет средств в чужих карманах сюрпризов не преподнес. Во всяком случае, в первой десятке "знакомые все лица". На третьем месте, как и год назад, расположилась General Motors. Эта компания продолжает оставаться в "топах", даже несмотря на убыточность - в 2006 году ее чистый убыток составил почти два миллиарда долларов.
На четвертом и пятом местах также ветераны рейтинга - нефтяные Chevron и ConocoPhillips. В России эти компании неизвестны, поскольку почти не работают в Европе. Тем не менее, для Америки Chevron и ConocoPhillips являются такими же символами экономики, как для России, например, "Роснефть" или "Лукойл". К слову сказать, капитализацию этих российских компаний пока никак нельзя сравнить со стоимостью активов их американских конкурентов.
Во второй половине первой десятки General Motors, Ford, Citigroup, Bank of America и American International Group. Из них стоит отметить Citigroup, так как эта финансовая группа недавно заняла первое место в списке 2000 крупнейших компаний мира Global 2000 от Forbes . Но этот журнал измерял корпорации не только по их выручке, но еще и по капитализации, размерам активов и другим показателям.
Остальные символы американской экономики остались далеко позади. Coca-Cola оказалась на 94 месте с объемом продаж в 24 миллиарда долларов. Если предположить, что пол-литра газированного напитка в мире стоит приблизительно доллар, то Coca-cola необходимо было для достижения такого результата продать 24 миллиарда бутылок.
А вот подсчитать, сколько нужно было продать Биг-Маков и гамбургеров компании MсDonald's для того, чтобы заработать 21,6 миллиарда долларов и занять 108 место, дело почти безнадежное: цены на них по всему миру слишком разные. Выручка McDonald's за год увеличилась на пять с половиной процентов.
Не перестает удивлять и Google. За последний год компания, начинавшаяся со скромного поисковика, поднялась в рейтинге сразу на 112 строчек до 241 места. В 2006 году Google смог заработать больше 10 миллиардов долларов. А за счет того, что расходы у интернет-компании всегда меньше, чем у обычной, чистая прибыль Google составила три миллиарда долларов. Сделать поисковую машину и продавать интернет-рекламу оказалось гораздо выгоднее, чем, например, производить автомобили.
Ну и наконец, говоря об американской экономике, невозможно ни слова не сказать про Microsoft. Империя Билла Гейтса хоть и опустилась в новом рейтинге на одну строчку, все равно занимает место в полусотне лучших: на этот раз Microsoft оказалась на 49 месте. Если продажи Windows Vista будут успешными, можно с уверенностью говорить, что в следующем рейтинге компания сильно поднимется.
Пикантные подробности
Быть может, интересней основного рейтинга маленькие добавления к нему. В частности, Fortune из списка в тысячу крупнейших компаний выбрала те, которыми руководят женщины. До равноправия в этом деле пока далеко - из первых пятисот корпораций женщины возглавляют только 12, а из тысячи - 25.
Самой крупной компанией, возглавляемой женщиной, оказалась агропромышленная Archer Daniels Midland, занимающая в рейтинге 59 место. Ее возглавляет Патриция Верц (Patricia A. Woertz). В следующем году Верц, скорее всего, потеряет лидерство, поскольку 1 июня 2007 года компанию WellPoint, стоящую на 35 месте, возглавит Анджела Брейли (Angela Braly).
Другой мини-рейтинг Fortune посвящен компаниям, совершившим наибольший скачок по списку. Его лидерам стала одна из крупнейших авиакомпаний мира US Airways. Она в прямом и переносном смысле взлетела сразу на 208 строк - с 424 на 216 место. Впрочем, место компании гораздо выше - она постепенно выбирается из кризиса, постигшего всю авиационную отрасль США после того, как в сентябре 2001 года террористы захватили несколько американских самолетов.
Больше всех опустилась Avis Budget Group - она опустилась за год почти на триста мест. Эта малоизвестная в России компания занимается туризмом и недвижимостью. При доходах в 5,7 миллиарда долларов ее убыток по итогам года составил почти два миллиарда долларов.
А лидером по убыткам стала Ford. За 2006 год компания умудрилась потерять более 12 миллиардов долларов. Это не помешало автомобильному гиганту занять седьмую строчку общего рейтинга. На втором месте по размеру чистого убытка Delta Airlines - эта компания, в отличие от US Airways, выбраться из кризиса пока не может.
Для того, чтобы попасть в список Fortune 500 необходимо было за 2006 год заработать 4,323 миллиарда долларов. Именно такие продажи были у находящейся на 500 месте компания SunGard Data Systems.
Если представить, что рейтинг Fortune 500 составлялся бы не только для американских корпораций, но и для российских, то "наши" заняли бы в списке несколько мест. У "Газпрома" продажи в 2006 году составили 48,13 миллиарда долларов (41 место в списке Fortune 500), а у "Лукойла" - почти 55 миллиардов долларов (условное 40 место). Также в список вошли бы РАО "ЕЭС России", "Роснефть", Сбербанк, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР, "Норильский никель", АФК "Система" и несколько других компаний. А вот продаж такого гиганта, как "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"), для попадания в список не хватило бы - компания заработала за год только 3,16 миллиарда долларов.