Ностальгический хоррор Премьеры 14 июня

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Фантастическая четверка - 2: Вторжение Серебряного Серфера", "Груз 200", "Посланники" и "Кто Вы, мистер Брукс?". Обозреватели журнала Time Out Москва с нетерпением ждут явления Призрачного гонщика, испытывая ностальгию по перестроечной "чернухе", и находя отдохновение в хретоматии американского хоррора, заключенную в лице стареющего Кевина Костнера.

"Фантастическая четверка - 2: Вторжение Серебряного Серфера"

Жанр: летний блокбастер с эффектами. США, 2007. Режиссер: Тим Стори. В ролях: Йоан Гриффит, Джессика Альба, Крис Эванс, Майкл Чиклис, Даг Джонс. 100 мин.

Первая, стомиллионная часть "Фантастической четверки" покоробила критиков дешевизной спецэффектов и общей незатейливостью. Зато понравилась зрителям. Авторы рецензий обзывали ее чуть ли не пилотом телесериала, а читатели ставили в пример другим - таким, мол, и должен быть летний блокбастер! Вторая часть - дороже на 30 млн - спешит повторить все огрехи и достижения первой: резиновый мистер Нечто, мультяшные всполохи Человека-факела и самое интересное - невидимость Джессики Альбы, которая начинается с того, что на актрисе тает одежда.

Итак, после небольшой идиллической увертюры, во время которой Мистер Фантастик (Йоан Гриффит) сочетается браком с обворожительной Сьюзан Сторм (Альба), на Землю падает Серебряный Серфер (Даг Джонс). В прошлом он - астроном с планеты Дзен-Ла, а ныне - свирепый эмиссар довольно неприятного типа по имени Галактус. Вместе с новым врагом на горизонте неожиданно снова появляется старый - доктор фон Дум.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы

Визит посланника Галактуса уже во второй части "Четверки" должен, по идее, не на шутку обеспокоить фанатов знаменитой серии - в бумажной комиксовой версии Серфер появился спустя годы. Стремление играть по-крупному выдает неуверенность продюсеров в завтрашнем дне франшизы. Так, глядишь, к третьей части и биться будет не с кем - разве что с самим Галактусом. В комиксах с ним, кстати, смог совладать только Призрачный Гонщик. Так что скрестим пальцы и подождем приезда Николаса Кейджа.

Василий Степанов, Time Out Москва

"Груз 200"

Жанр: театр жестокости. Россия, 2007. Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Алексей Серебряков, Алексей Полуян, Агния Кузнецова, Александр Баширов. 100 мин.

Туманной летней ночью 1984 года подросток Валера, симпатичный поклонник группы "ДК" в майке "СССР", по пьяни после дискотеки завозит дочь секретаря райкома на хутор мечтателя Алексея (Алексей Серебряков). Свалившись замертво после очередных ста граммов, Валера выбывает из игры до самого финала. А его очаровательная спутница переходит в руки шатуна в погонах - капитана милиции Журова (Алексей Полуян), тихого ледяного человечка с лицом пожирателя детей.

Для начала Журов, влюбленный, как выясняется, в девушку, елозит внутри нее горлышком водочной бутылки, а потом приковывает наручниками к мотоциклу и везет в индустриальный город Ленинск. Там, в мерзотной комнате журовской хрущевки, с дочерью секретаря случится еще много чего невообразимого и ужасного.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Груз 200"

Lenta.ru

Кульминацией любовной линии сюжета станет такой натюрморт: воющая в безумии голая девушка на полу, на кровати - раздувшийся синий труп десантника в "парадке", рядом - татуированное тело люмпен-пролетария в исполнении Александра Баширова, поодаль - капитан в совиных очках и с развороченной выстрелом из дробовика грудью.

На полу в беспорядке - бумаги и бутылки. На телах - мухи. По телику играет ВИА "Песняры". Пугая нас невыносимой, почти античной трагедией (герои тут - чистые схемы, виной всему оказывается обезличенный фатум), Алексей Балабанов не ограничивается ужасами, которые происходят на первом плане. В "Грузе 200" серый антураж, бутафория, ретросаундтрек и сюжетные ответвления складываются в масштабную картину декаданса: советская мораль, идеология и экономика планомерно выедаются изнутри гражданами СССР, как пень - личинками.

Есть сильный соблазн перевести обсуждение "Груза 200" в ностальгическую плоскость: было ли в советские времена хорошо или все-таки не очень. На это провоцируют и та самая футболка, и сваленные мертвой кучей рабочий, мент, солдат и ученица (народ, так сказать), и финальный титр "Шла вторая половина 1984 года".

Но "совок" тут по большому счету ни при чем - хотя фильм и дает исчерпывающий ответ на распространенный довод в пользу Советов: "колбасы не было, зато люди были добрее и человечней". Не приходит же нам в голову считать "Сало, или 120 дней Содома" критикой итальянского фашизма. Страсть в пределе всегда оборачивается садизмом, а власть - беспределом.

"Груз" снят в знакомом, простом и прямолинейном стиле "острого" перестроечного кино - только спокойно, максимально точно и совершенно хладнокровно. Самая жуткая сцена тут - не какой-то из многочисленных эпизодов насилия, а молчаливый проезд Журова с пленницей по промзоне под оптимистические переливы "На маленьком плоту" Юрия Лозы.

Добиться такого ощущения ада на земле не удавалось даже Муратовой в "Астеническом синдроме". Но решающее отличие "чернухи" поздних 80-х от "Груза" - не в плотности кошмара, а в его перспективах. То кино отталкивалось от противного настоящего в неизвестное, но наверняка прекрасное будущее. Здесь же ясно читается: тонкогубый капитан Журов - это то, что было, что будет, что есть.

Чуть облегчают эту невыносимую, удушающую экзистенциальную беспросветность золотые маковки церквей. Они маячат на заднем плане в открывающей сцене фильма, к ним в финале устремляется один из многочисленных героев, потерявший себя завкафедрой научного коммунизма ЛГУ. Выглядит все это крайне нелепо, будто попытка извинения после удавшегося сеанса некромантии. Но извинение - это последнее, чего ждешь от Балабанова. Ведь про "гниду черножопую" было можно, отчего про чертей нельзя?

Василий Корецкий, Time Out Москва

"Посланники"

Жанр: хоррор-фьюжн. США - Канада, 2007. Режиссеры: Оксид Панг, Дэнни Панг. В ролях: Кристен Стюарт, Дилан Макдермотт, Пенелопа-Энн Миллер. 84 мин.

Заброшенный дом всегда навевает мысли о всяких ужасах, тем более если это ферма, оснащенная полным набором колюще-режущего инвентаря: сразу мерещатся и черти с вилами, и смерть с косой. Однако семья Соломон решила поселиться именно здесь, в американском захолустье. Переезд затеян не от хорошей жизни - Соломоны ищут покоя и уединения после несчастного случая с дочерью (пьяная, она угодила в автомобильную аварию вместе с маленьким братом, лишившимся с перепугу дара речи).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Посланники"

Lenta.ru

Но покой им, естественно, только снится - вокруг фермы кружат стаи зловещего воронья, а по дому постоянно шастает парочка беспокойных призраков. Это, как несложно догадаться, предыдущие жильцы, теперь закопанные где-то под сараем.

Братья-режиссеры Дэнни и Оксид Панг, когда-то снимавшие в Таиланде боевики, а затем переключившиеся на изобретательные эстетские хорроры, по примеру многих других азиатских режиссеров перебрались в Америку - вроде как снимать "Посланников", но похоже, что просто отдохнуть. Только предельной ленью и крайней релаксацией можно объяснить эту попытку близнецов снять фактически краткую хрестоматию американского хоррора, до краев набитую аллюзиями и прямыми заимствованиями из классики жанра.

Если убрать из "Посланников" откровенные цитаты из "Полтергейста", "Сияния", "Зловещих мертвецов" и, конечно же, хичкоковских "Птиц", то мы увидим лишь заурядную трэш-страшилку, пугающую стандартным комплектом безотказных, но до невозможности избитых приемов. Синенькие мертвые дети, ночные шорохи и треск - то ли досточек, то ли косточек - все еще способны напугать подростков. Но у опытного зрителя этот набор вызовет лишь скуку и раздражение.

Конечно, изобретательные Панги стараются вытянуть фильм на твердую "четверку" - но их прихотливый видеоряд, так хорошо смотревшийся в Гонконге, в голливудском кино выглядит нелепым жеманством, словно попытка подцепить гамбургер традиционными китайскими палочками.

Максим Эйдис, Time Out Москва

"Кто Вы, мистер Брукс?"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Кто вы, мистер Брукс?"

Lenta.ru

Жанр: тусклый триллер. США, 2007. Режиссер: Брюс Эй Эванс. В ролях: Кевин Костнер, Дэми Мур, Уильям Хёрт. 120 мин.

Эрл Брукс (Кевин Костнер) - упаковочный магнат, любящий муж и немножко - серийный убийца. Он жестоко расправляется с молодыми парочками и не оставляет никаких следов. Преступную страсть в мистере Бруксе разжигает внутренний голос, обладающий лицом Уильяма Хёрта. Диалоги героя со своим вторым "я" занимают примерно половину фильма, но у Брукса есть и другие проблемы. Беспокоят дочь, в которой пробудились криминальные гены, и назойливый печальный детектив Трэйси Эдвуд (Дэми Мур).

Такой же неоднозначностью мотивировок страдает и сам фильм. К концу этого триллера остается непонятным, чудовище главный герой или просто хороший парень, однажды давший слабину. Впрочем, в его психологии нет ни малейшей охоты копаться. Выносить мутное лицо стареющего Костнера становится с годами все труднее, и компания усталой Мур его ничуть не оживляет. О режиссуре и говорить нечего: в своем размеренном топтании по жанровым канонам фильм похож вовсе не на психопата, напряженно выискивающего новую жертву, а на конвейер по производству упаковки.

Игорь Гулин, Time Out Москва

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше