Ненатуральный патриотизм Премьеры 5 июля

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Натурщица", "Сорок", "Фэй Грим" и "Перелом". Обозреватели журнала Time Out Москва оценили красоты дореволюционного Тифлиса, получили заряд патиотизма, посопереживали шпионским страстям и насладились сиянием чистого разума.

Натурщица

Жанр: недорогой декаданс. Россия, 2007. Режиссер: Татьяна Воронецкая. В ролях: Даниил Спиваковский, Виктория Толстоганова, Даниил Страхов, Николай Фоменко.110 мин.

"Эшенбах, ну будьте хорошим! Я устала, я не мылась еще!" - нудит светская львица Софья Пшебышевская (Виктория Толстоганова), пока ее тащит в кровать худой и гадкий, как паук, господин (Даниил Спиваковский). Любовники только что прибыли в дореволюционный Тифлис, заселились в гостиницу и думают, как будут убивать время: он станет бесцельно шляться по городу, она - сидеть на верандах с "лампочкой вина" и папироской. Заодно прояснится природа их отношений.

Когда-то красотка блистала среди русской эмигрантской богемы в Берлине и позировала художникам ню, чередовала прогулки по Унтер ден Линден с кутежом в ресторанах. Но вот один из портретистов разбил Пшебышевской сердце, она вернулась на родину и в слезах прихватила того ухажера, что был при деньгах, - то есть самого противного.

Если смотреть "Натурщицу" в раскадровке, там, возможно, появятся и смысл, и некоторая художественность. Пока пара делает секс в гостиничном номере, с потолка очень красиво сочится черная влага (правда, раньше эту шутку уже использовали японские хорроры и Люк Бессон). На экране всегда много дыма, фужеров, кружев и вроде как аристократических лиц.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы

Бывает, что дают развлечения: скетч про грузинского пьяницу-водовоза (юмор!) или Марка Рудинштейна в роли "еврея в шубе", который вместе с деньгами запирается в сундуке (а вот это уже сатира!). Ближе к финалу пролетарии начинают клеить на стены листовки "Товарищи, объединяйтесь!", и в "Натурщице" проклюнется фатализм: закат гулящей красотки - вроде как отражение заката целой империи.

Проблема в том, что фильм идет почти два часа - а все занимательные кадры мы только что перечислили. Все остальное время на крупных планах тоскует и криво улыбается Виктория Толстоганова, упакованная в черно-белые, слегка полнящие артистку наряды. Театральный актер Спиваковский пытается смириться с тем, что его превратили в кого-то вроде крысы в костюме.

Оба явно не могут понять, что они делают среди утлых декораций (весь Тифлис состоит из одной-единственной улицы, сколоченной в павильоне Мосфильма) и бессюжетицы. "Мне надо обменять франки на рубли. А вы чем будете заниматься? - Может быть, спущусь в ресторан". В постельных сценах Толстоганова безучастно отводит колено и, не мигая, пялится в потолок, а Спиваковский фальшиво пыхтит.

В этом их бесчувственном отношении друг к другу чудится еще и презрение к съемочному процессу. Дескать, долбаное русское кино породило еще одно чудище, как нам мерзко во всем этом участвовать… А впрочем, гонорар уже выплачен, так что после и правда можно спуститься в ресторан.

"Сорок"

Жанр: патриотический триллер. Россия, 2007. Режиссер: Александр Галибин. В ролях: Дмитрий Марьянов, Екатерина Федулова, Игорь Верник.
76 мин.

Капитан Стычкин (Дмитрий Марьянов) выдвигается на перехват шахидке, едущей электричкой Павелецкий - Домодедово. Он только что уволился - но вот прыгает в поезд и сорок минут вычисляет смертницу по скудной ориентировке: светлые синие туфли. Найдя подозреваемую, девушку восточной наружности, всю на нервах и с многообещающей сумкой, Стычкин подсаживается к другой пассажирке (Екатерина Федулова из "Питер ФМ").

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сорок"

Lenta.ru

Если вы пропустили последние десять патриотических боевиков, то "40" восполнит пробелы в образовании. Из фильма вы узнаете, что сотрудники спецслужб - обаятельные, аккуратные, интересные и вежливые люди: один опер с минуту пытается произнести слово "жопа", да так и уходит молча. И что органам сильно мешает пресса: назойливый папарацци в исполнении Игоря Верника строчит репортаж и срывает операцию.

Тактичнее всего назвать этот киножурнал картиной бесхитростной. От похожей ура-продукции фильм отличают сантименты. Если "Личный номер" был калькой с "Крепкого орешка", а "Обратный отсчет" - подтруниванием над жанром ментовского боевика, то "40" - лобовая драма со страшным титром в финале: "В сентябре 2006 года реального Стычкина, прототипа главного героя, наградили посмертно". Гарантия и негромких аплодисментов в зале, и неуязвимости фильма для пристрастных рецензий, вроде этой.

"Фэй Грим"

Жанр: шапито со шпионами. США - Германия, 2006. Режиссер: Хэл Хартли. В ролях: Паркер Поузи, Джефф Голдблюм. 118 мин.

Внезапный сиквел "Генри Фула", шпионской драмы "независимого" интеллектуала Хэла Хартли. Десять лет назад герой, графоман Генри Фул, сбежал в Европу. Сейчас издатели и спецслужбы начинают проявлять интерес к его дурно написанной "Исповеди". Дело не в смене литературной моды: через двадцать минут затяжных абсурдистских диалогов выясняется, что Фул успел послужить агентом всех существующих разведок, а "Исповедь" - сокрушительный компромат. Вызволять тома конспирологического бреда из рук иностранцев ЦРУ посылает жену писателя, нервозную Фей Грим (Паркер Поузи).

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Фэй Грим"

Lenta.ru

Говоря начистоту, в наше неспокойное время фильм "Фей Грим" так же неуместен, как и прочие сиквелы великих картин 90-х о лузерах и романтиках. Дела теперь в мире пошли серьезные, и стало как-то и не до того, чтобы тосковать о лениво растраченной молодости. Хэл Хартли, кажется, вполне осознает абсурдность своей затеи - и даже стремится довести ее до предела, паранойя приобретает здесь характер извращенного стендапа. Берлин, Стамбул, Нью-Йорк и Париж, по которым мечется Фей Грим, кажутся районами одного и того же города.

Снятый за какие-то гроши в трех комнатах фильм силится вместить в себя все возможные приметы шпионского жанра - от драматично перекошенного кадра до террористов, стюардесс и непременного побега героев через кухню ресторана. Компасом, ведущим Фей по следам супруга, служит порнографический слайд-фильм "Женщины с шутом" (нам его, увы, не показывают). Все это, пожалуй, и смешно, но совершенно несъедобно - как пряник 12-летней выдержки.

"Перелом"

Жанр: судебный триллер. США, 2007. Режиссер: Грегори Хоблит. В ролях: Энтони Хопкинс, Райан Гослинг. 112 мин.

Крепкий старичок Кроуфорд (Энтони Хопкинс), инженер с глубокой печатью интеллекта на лице, хладнокровно застрелил свою неверную жену. Арестовывать убийцу приезжает небритый инспектор Нанелли (Билли Берк) - собственно, в его компании миссис Кроуфорд и плескалась по средам и пятницам в бассейне. Увидев труп, Нанелли почти теряет самообладание и получает от вдовца чистосердечное признание.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Перелом"

Lenta.ru

Плевое дело передают гособвинителю Бичуму (Райан Гослинг). Бичум, уже подавший заявление об уходе из прокуратуры, одной ногой стоит в прекрасном будущем и на первое слушание является в смокинге. Придется переодеться.

"Перелом" в Америке шел с тем самым нехорошим рейтингом R, вокруг которого в последние месяцы поднялся такой шум и который подразумевает что-то взрослое. Но, кроме убийства и слова "фак", единственный недетский нюанс здесь - это манеры главного героя. Хопкинс привычно держится этаким постаревшим "американским психопатом", долго, умело и рутинно водит своего юного оппонента за нос.

Неявно издеваясь над судом, инженер Кроуфорд дает нам надежду на то, что в финале глупая и самонадеянная молодость будет отшлепана, а опыт и интеллект восторжествуют. Увы, титры идут в сиянии скучной добродетели, убийственно чистый разум физика дает осечку. Собственно, этот хеппи-энд и кажется главной непристойностью: мысль о том, что идельное преступление невозможно потому что плохо, так похабна, что фильму впору впаять ХХХ.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше