В прошедшую пятницу в городе Санта-Моника, расположенном неподалеку от Лос-Анжелеса, завершилась очередная выставка Electronic Entertainment Expo, также известная как E3. Трудно сказать, корректно ли сейчас использовать старую аббревиатуру: в 2007 году мероприятие прошло в совершенно новом формате. Отныне выставка ориентируется исключительно на профессионалов игровой индустрии, а посетить ее могут исключительно счастливчики, заполучившие специальные приглашения. В результате, хотя Electronic Entertainment Expo и была достаточно широко освещена специализированными средствами массовой информации, громких заявлений из Калифорнии долетело не слишком много.
На Electronic Entertainment Expo съехались более тридцати компаний из разных стран мира, причем среди них должны были оказаться два российских разработчика и издателя игр. Русскоязычная часть сайта "Акеллы" пока не содержит вообще никаких намеков на то, что представители компании побывали на выставке (в англоязычной секции имеется скромная и короткая новость, посвященная завершению мероприятия). 1С же, в свою очередь, с гордостью привозит список проектов, продемонстрированных в Санта-Монике: "исторически корректная" рыцарская стратегия "XIII век. Слава или смерть", модернизированный римейк классической игры "King's Bounty. Легенда о рыцаре" и помесь гонок и боевика "Death Track: Возрождение".
Кроме того, 1С напоминает, что на выставке были показаны игры, за локализацию которых на территории России будет отвечать именно этот издатель: "страшный" шутер от первого лица Necrovision и многопользовательский тактический боевик Enemy Territory: Quake Wars. Последний наверняка привлек внимание посетителей Electronic Entertainment Expo, да вот только российская компания имеет к нему весьма условное отношение. Что же до остальных проектов 1С, то они, возможно, и были встречены громом аплодисментов, да вот только публика, находящаяся вне игровой индустрии, их не услышала.
А вот продукция украинской компании GSC Game World вызвала вполне понятный ажиотаж. Не далее как в марте 2007 года этот базирующийся в Киеве разработчик выпустил шутер S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. В прессе игру то нахваливали, то ругали, иногда - и то, и другое, причем в рамках одной статьи. Но было очевидно, что S.T.A.L.K.E.R. заслуживает внимания, хотя бы из-за того, что ранее такого не делал. Это не шутер в общепринятом понимании с четкими границами между уровнями и тупыми предсказуемыми врагами. Чернобыльская зона, показанная в игре, представляет собой самостоятельный мир, живущий по своим законам.
На создание своего детища GSC Game World потратили безумное количество времени. Разработка началась в 2001 году, релиз неоднократно переносился, и вот геймеры наконец-то получили готовую игру весной 2007 года. На Е3 создатели "Теней Чернобыля" сообщили, что запланировали приквел под названием "S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо". Игру коснутся далеко не только косметические изменения. Обещаны изменившиеся "движок", интерфейс и искусственный интеллект; Чернобыльская зона станет больше, в ней появятся новые закоулки. И, самое главное, приквел якобы должен появиться уже в первом квартале 2008 года, то есть всего через год после выхода оригинальной игры. С учетом того, сколько времени было потрачено на создание первого "Сталкера", это заявление вполне можно расценивать как сенсацию. Или, в зависимости от точки зрения, необоснованное хвастовство.
Остальные заявления, сделанные на выставке, касались России и страны СНГ только косвенно. В конце концов, если вся Европа получит консоль PlayStation 3 в новой комплектации (вместо снижения цен, Sony предложит Старому Свету дополнительный контроллер SIXAXIS и две игры на выбор), когда-нибудь, видимо, она доберется и до русскоговорящих геймеров. Если уже упомянутый SIXAXIS наконец-то научится вибрировать во всем мире (о чем объявила сама Sony), то он приобретет эту функцию и в России. То же самое касается и клавиатуры, которую с сентября 2007 года можно будет подключать к манипуляторам приставки Xbox 360.
И, наконец, новые игры. В конце концов, выставка считается игровой, так что куда уж без них. Практически все показанные на Electronic Entertainment Expo ролики мог увидеть любой желающий, имеющий доступ к интернету. Большинство из этих видеоклипов, надо отметить, чего-либо поражающего воображение не содержали. Стал ли для кого-то большим сюрпризом приближающийся выпуск PC-версии шутреа Gears of War (пускай даже и с дополнительным контентом)? Вряд ли. Удивил ли кого-либо тот факт, что четвертая часть "шпионской" игры Metal Gear Solid станет заключительной? Опять же, вероятность этого не велика. Хотя бы в связи с тем, что дизайнер сериала Хидео Кодзима говорил ровно то же самое о второй и третьей частях MGS.
Некоторое удивление, правда, смешанное с разочарованием, вызывает разве что рекламный ролик пятой серии "страшной" игры Silent Hill. Сей шедевр длится пятьдесят секунд, все это время зрители наблюдают, как на фоне клубов тумана материализуется угрожающе красная руна. При этом за кадром некий неназванный персонаж довольно равнодушным голосом жалуется на непонимание со стороны всего мира. Понятно, что это "тизер" (teaser, буквально "дразнилка"), но даже для тизера показано катастрофически мало.
Ну и, пожалуй, главный потенциальный хит: шутер от первого лица Call Of Duty 4. Краткое содержание предыдущих серий игры можно передать в трех словах: Вторая мировая война. Действие очередной серии издатель Activision и разработчик Infinity Ward решили перенести в наше время. Вместо привычных геймеру фашистов основными противниками станут русские националисты. Рекламный ролик игры, смонтированный специально для показа на Е3, позволил взглянуть врагу в лицо. Это оказался угрожающего вида бугай в синем спортивном костюме. Вот такая вот сенсация.
Итак, Е3 завершилась. Около полутора месяцев в игровой индустрии будет царить относительное затишье. А вот 23 августа в Лейпциге откроется выставка Games Convention, обладающая статусом самого крупного на сегодняшний день профильного мероприятия. Месяцем позже в Токио пройдет Tokyo Game Show. Отметим, что оба эти мероприятия радикально отличаются от Electronic Entertainment Expo образца 2007 года. Их устроители продолжают считать, что приходить оценивать игры должны не только производители и издатели, но и геймеры. Поклонников электронных развлечений по обыкновению соберутся десятки тысяч (благо обе выставки, в отличие от посерьезневшей Е3, захватывают и выходные). И, вполне вероятно, сенсаций GC и TGS принесут гораздо больше.