Вечером 1 августа произошло обрушение автомобильного моста через реку Миссисипи в Миннеаполисе. Погибли 9 человек, более 60 пострадали. Еще 20 человек пропали без вести и, скорее всего, тоже погибли. Губернатор штата назвал обрушение "катастрофой исторического масштаба для Миннесоты". Мост старой конструкции лежал всего на двух опорах на берегах реки. Возможной причиной обрушения называют ремонтные работы, а версия теракта в расчет не берется.
Катастрофа
Катастрофа произошла в вечерний час пик, около шести вечера по местному времени (в три ночи по Москве). Раздался громкий звук, который одна из очевидиц охарактеризовала как похожий на рев двигателей самолета. Опоры моста рухнули, дорожное полотно разломилось на несколько частей и упало в Миссисипи. Всего с высоты около 20 метров обрушилось 160 метров дорожного полотна.Некоторые водители из более чем пятидесяти автомобилей, медленно двигавшихся по мосту бампер к бамперу, успели сдать назад, некоторые в панике покидали машины и бежали. Часть машин приземлились на незатонувшие в реке части моста, еще несколько повисли на обломках арматуры. Хуже всего пришлось тем пассажирам машин, которые оказались под завалами, или на которые упали другие машины. В общей сложности в воде оказалось около 50 автомобилей.
Несколько машин, в том числе и один большегрузный трейлер, загорелись. Этот трейлер находился совсем рядом с автобусом, везшим из лагеря около шестидесяти детей. Трейлер и автобус были из тех машин, которые осели в реку вместе с секцией моста. Детей быстро эвакуировали через заднюю дверь, так что никто из них серьезно не пострадал.
На месте происшествия почти сразу же начались спасательные работы. Очевидцы сообщают, что до приезда спасателей не пострадавшие люди помогали своим товарищам по несчастью выбраться из машин. Некотрые прыгали в воду.
Спасательные работы не прекращались до поздней ночи, однако потом их вынуждены были отложить из-за темноты. К утру по Москве спасатели назвали следующие цифры: девять погибших, около 60 пострадавших и около 20 пропавших без вести, которые, скорее всего, тоже погибли. Еще через несколько часов представитель полиции заявил, что погибших только трое. Он, однако, оговорился, что за счет пропавших без вести эта цифра наверняка увеличится.
Губернатор Миннесоты Тим Пауленти (Tim Pawlenty) назвал обрушение моста "катастрофой исторического масштаба для Миннесоты". Бейсболисты команды Minnesota Twins в связи со случившимся отменили за час до начала свой матч с командой Канзас-сити. Стоит отметить, что некоторые СМИ называют причиной плотного движения на мосту в момент обрушения в том числе и то, что многие жители города спешили на этот матч.
Однако пострадавших могло быть и больше. В день обрушения на мосту проходили ремонтные работы (одного из восемнадцати рабочих после катастрофы признали пропавшим без вести), из-за чего две из четырех полос были закрыты для проезда. Эти ремонтные работы в первую очередь и назвали причиной катастрофы, в то время как версию теракта отмели сразу.
Мост
Мост через Миссисипи в Миннеаполисе является частью трансамериканского хайвея I-35, проходящего от границы с Канадой до города Ларедо (Техас) на мексиканской границе. Автобан проходит через Миннеаполис, Канзас-сити, Оклахома-сити и Даллас. Ежедневно по мосту проходят, по разным данным, от 100 до 200 тысяч машин.Протяженность моста - 581 метр (300 метров над рекой), и он был построен сорок лет назад, в 1967 году. Мост сконструирован без дополнительных опор по всей длине, кроме тех, которыми он упирался в берега Миссисипи.
По словам губернатора Миннесоты, последний раз мост проверяли в 2006 году. Тогда серьезных нарушений не выявили. Необходимость в капитальном ремонте или замене дорожного полотна на мосту должна была возникнуть не раньше 2020 года. Те работы, что проводились на мосту в день катастрофы, были довольно мелкими, вроде ремонта поручней и стыков дорожного полотна. Таким образом, маловероятно, что именно текущие ремонтные работы "обрушили" мост.
Однако в 2001 году в докладе Министерства транспорта США было отмечено, что балки моста подверглись коррозии, а сварка в опорах выполнена на низком уровне. В докладе также указывалось, что конструкция моста, когда все 4 полосы автодороги покоятся всего на двух опорах, может теоретически привести к обрушению в том случае, если хотя бы в одной из опор появится трещина.
Более того, технология строительства, примененная для постройки моста в 70-х годах, была признана не соответствующей новым, более строгим техническим нормам.
Катастрофы и мосты
Обрушения мостов в разных частях света довольно часто ведут к многочисленным жертвам. Вот небольшой обзор самых серьезных катастроф подобного рода за последние годы.
В декабре 2006 года в Индии на проходящий поезд рухнул мост, построенный 140 лет назад. Это случилось примерно в 1240 километрах от Нью-Дели на участке дороги ведущей из Калькутты в Джамалпур. Погибли 33 человека и еще как минимум 18 получили ранения. Причиной обрушения называют ветхость конструкции и постепенное разрушение моста от постоянной вибрации от проходящих поездов.
В мае 2004 года в Пекине обрушился железный мост через канал. Это произошло во время празднования китайского Нового года, когда сотни человек собрались на мосту длиной около 100 метров посмотреть пиротехническое шоу. Погибли 37 человек, причем некоторые из них могли задохнуться в образовавшейся массе людей. Как минимум 14 человек получили ранения.
В июле 2003 года в Иордании обрушился строящийся мост, часть дамбы Аль-Муджиб (Al-Mujib), соединяющей города Мадаба (Madaba) и Карак (Karak). Авария произошла, когда рабочие цементировали одну из конструкций моста. Погибли десять человек и еще семь получили ранения.
В августе 2003 года обрушился мост через реку Ганг в районе города Даман. В воду упал школьный автобус, две повозки и несколько мотоциклов. Погибли шесть человек, в том числе двое детей. Около 20 человек спасли местные рыбаки. Причиной катастрофы стал разлив реки, вызванный муссонными дождями. Опоры моста были разрушены водой.
В мае 2002 года во время половодья на реке Арканзас в штате Оклахома судно-буксир, транспортировавшее две порожних нефтяных баржи, потеряло управление. Возможно, это случилось из-за сильной грозы над рекой. В результате баржи врезались в опору моста, что в свою очередь повлекло обрушение его секции. 12 легковых и семь грузовых машин рухнули с моста в реку. Погибли 14 человек.
В марте 2001 года на севере Португалии неподалеку от города Кастело-де-Пайва (Castelo de Paiva) обрушился мост через реку Дору (Douro). В воду с высоты 50 метров упали автобус и два автомобиля. Погибли 77 человек, в том числе все 67 пассажиров туристического автобуса, направлявшихся на северо-запад страны посмотреть на цветущие миндальные деревья. Спасательные работы были затруднены плохой погодой и темнотой.
Елена Кореневская