Не долетела В Казахстане упала российская ракета-носитель "Протон-М"

Пуск ракеты-носителя "Протон-М", который состоялся на Байконуре ночью 6 сентября, закончился неудачей. Из-за отказа в одном из двигателей ракета сошла с траектории полета и упала в безлюдном месте. Казахские чиновники заговорили о "систематичности" аварий и готовятся поднять вопрос об ужесточении экологических требований для России, арендующей космодром.

Старт "Протона-М" с разгонным блоком "Бриз-М" состоялся по плану - в четверг в 02:42 по московскому времени. Ракета-носитель должна была вывести на орбиту японский космический аппарат JCSat-11, предназначавшийся для обеспечения связи на территории Японии, Тихоокеанского региона и на Гавайях. Однако на 135-й секунде полета, когда ракета находилась на высоте 76 километров, произошло аварийное отключение двигателя второй ступени.

"Протон" сошел с траектории полета и упал в безлюдном районе, в 50 километрах юго-западнее города Джезказган Карагандинской области Казахстана. На месте падения обломков ракеты-носителя произошел сильный пожар. Выехавшая туда группа специалистов обнаружила крупные фрагменты второй и третьей ступени "Протона". Само возгорание удалось быстро ликвидировать, после чего начались замеры воздуха и почвы на предмет заражения токсичным топливом.

По словам председателя национального аэрокосмического агентства Казахстана Талгата Мусабаева, при старте в баках "Протона" находилось около 649 тонн гептила, а на момент падения оставалось около 219 тонн топлива, то есть большая его часть сгорела. Вместе с тем чиновник подчеркнул, что осталось "довольно большое количество вредного вещества, которое распылилось в воздушном пространстве нашей республики, и мы не знаем, в какую сторону пошло это ядовитое облако".

Начальник управления по охране окружающей среды МЧС Казахстана Толеубай Адилов, в свою очередь, заявил, что угроза населению близлежащих районов маловероятна, "поскольку при падении большая часть смеси сгорела в воздухе". "Тем не менее нам пока не известно направление ветра, и точно определить степень опасности облака мы не можем", - сказал Адилов.

По предварительным данным, полученным после изучения телеметрии, ракета-носитель "Протон-М" упала из-за отказа рулевых машин, которые управляли вектором тяги. После возникновения нештатной ситуации автоматика сразу же отключила двигатели второй ступени. Однако окончательные причины аварии должна установить российско-казахстанская межведомственная комиссия. Пока же до окончания ее работы принято решение приостановить запуски "Протонов" и всех его модификаций.

Сколько проработает комиссия, неизвестно. Однако свои претензии казахстанские чиновники уже начали высказывать. "В течение последних 10 лет произошло шесть внештатных ситуаций [всего было 42 пуска], в том числе 5 падений ракет-носителей. Мы это оцениваем не как разовые случаи, а как некую систему", - заявил вице-министр охраны окружающей среды Зейнулла Сарсембаев. По его словам, Казахстан намерен ужесточить требования по охране окружающей среды для арендатора Байконура России.

Напомним, последняя авария после запуска ракеты с космодрома в Казахстане произошла в июле 2006 года. Тогда ракета-носитель "Днепр" из-за аварийного отключения двигателей первой ступени не смогла вывести на орбиту 18 микроспутников, в том числе первый белорусский космический аппарат "БелКА". Ущерб Казахстану был оценен в 1,1 миллион долларов. В июне следующего года казахстанские власти объявили о намерении пересмотреть соглашение с Россией о запусках с Байконура ракет-носителей "Протон".

Председатель национального аэрокосмического агентства республики Талгат Мусабаев тогда заявил, что использование гептила в этих типах ракет наносит ущерб экологии страны, поэтому казахстанская сторона исключит из договора с Россией пункт о "разовых" пусках "Протонов" ("Под эту "лавочку" можно пропустить и все остальные запуски", - говорил Мусабаев). Последний запуск ракеты с американским спутником должен был состояться 7 июля.

Ракета-носитель серии "Протон", разработанная конструкторским бюро "Салют", относится к тяжелому классу. Она производится Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева. С 1965 года состоялось более 320 стартов носителя. Модернизированный "Протон-М" имеет три ступени. Стартовая масса - 700 тонн, длина - 61,75 метра, диаметр - 7,4 метра. Оснащается новым разгонным блоком "Бриз-М" и современной цифровой системой управления. "Протон" может выводить на геостационарные орбиты одновременно несколько спутников суммарной массой до 4,2 тонн с полезным грузом весом до 22 тонн.

Однако 14 августа на Байконуре начались плановые работы по подготовке запуска японского космического аппарата JCSat-11. По всей видимости, России удалось договориться с Казахстаном не поднимать пока вопрос о снятии "Протонов" со стартов, поскольку этот носитель является не только основной тяжелой ракетой, используемой в рамках федеральной космической программы России, но и самой продаваемой для зарубежных космических запусков.

Удастся ли России договориться на это раз, сказать сложно. Очевидно, на возможность дальнейших пусков повлияют оценки степени экологического ущерба, причиненного Казахстану последней аварией (по данным СМИ, предварительная сумма ущерба, по оценкам казахстанской госкомиссии, составила 1,1 миллиона долларов).

Российской стороне сейчас крайне не выгодно прекращение запусков "Протонов", поскольку график их стартов расписан до конца 2007 года, а за задержки придется платить неустойку. В частности, два запуска ракет-носителей "Протон", которые должны вывести на орбиту три российских спутника связи навигационной системы ГЛОНАСС и коммерческий телекоммуникационный аппарат Sirius 4, запланированы на октябрь. В ноябре должен быть произведен один пуск "Протона" с космическим аппаратом Tor 2R.

Чиновники Роскосмоса поспешили заявить, что и сама ракета-носитель, и японский космический аппарат были застрахованы, и выплаты покроют все издержки (сумма страховки называется в 300 миллионов долларов). Японская компания JSat Сorporation, которой принадлежал спутник связи, также заявила, что "влияние аварии будет минимальным", поскольку JСSat-11 был резервным аппаратом (он должен был в будущем сменить другой), а страховка покроет и стоимость самого спутника, и расходы, связанные с его запуском.

Надо сказать, что "Протоны", первый пуск которых состоялся в 1965 году, а модернизация была проведена в 2001 году, являются одной из самых надежных пусковых систем в мире. Правда, случались и аварии. Их периодичность за последние десять лет распределялась следующим образом: по одной в 1996 и 1997 годах, две в 1999 году и по одной в 2002 и 2006 годах. Несмотря на эти аварии, спрос на коммерческое использование "Протонов" продолжал оставаться устойчивым.

Безусловно, любой неудачный пуск подрывает доверием к "Протонам", да и с Казахстаном в ближайшее время придется договариваться. По мнению специалистов, частые сбои при запусках показывают, что многочисленные программы модификаций и конверсий устаревших ракет оказались мало эффективными, а затягивание с вводом в эксплуатацию перспективных носителей семейства "Ангара" также является ошибкой. В 2008-2009 годах на базе Байконура планировалось создать российско-казахстанский ракетно-космический комплекс "Байтерек", основой которого стала бы "Ангара", однако оказалось, что ее испытания могут начаться только в 2010-2011 годах.

Руслан Кадрматов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше