Торги по продаже коллекции русского искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которые должны были состояться с 18 по 19 сентября на лондонском аукционе Sotheby`s, неожиданно были отменены. Накануне стало известно, что все 450 лотов скупил российский бизнесмен - генеральный директор "Газпроминвестхолдинга" и владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов.
Решение о продаже коллекции русского искусства, которую Мстислав Ростропович и Галина Вишневская собирали во время вынужденной эмиграции из СССР, было принято известными музыкантами еще в начале 2007 года. Об этом Вишневская объявила в июле, уже после смерти мужа, который скончался 27 апреля. К первоначальному собранию, по договоренности с аукционным домом Sotheby`s, было прибавлено еще около ста лотов, что подняло стоимость продаваемой коллекции с трех миллионов фунтов стерлингов до 13-20 миллионов фунтов.
Собрание Ростроповича-Вишневской, которое включает в себя картины и графику известных художников, мебель XVIII и XIX веков, серебро, фарфор и художественное стекло императорских и частных заводов, хранилось в лондонской и парижской квартирах музыкантов. По словам Вишневской, содержать коллекцию было слишком сложно и накладно. Торги на Sotheby`s должны были пройти в течение двух дней, и за все лоты предполагалось выручить, по различным данным, от 26 до 40 миллионов долларов.
Еще в воскресенье вечером представители аукционного дома заявляли, что торги пройдут в назначенное время. Однако к часу дня понедельника стало известно, что коллекция приобретена "частным образом" и будет отправлена в Россию. Имя покупателя не называлось, но сам Алишер Усманов не стал скрывать своего участия. По словам главы отделения Sotheby`s в России и СНГ Михаила Каменского, предложение от бизнесмена поступило в пятницу, 15 сентября.
Условия Усманова понравились Галине Вишневской прежде всего тем, что коллекция, как отметил Каменский, будет привезена в Россию и передана государству. Представитель Sotheby`s подчеркнул, что сумма, за которую было продано собрание, "значительно превысила предварительный эстимейт". Однако коллекционер Владимир Царенков, помогавший музыкантам собирать коллекцию, отметил, что через аукцион можно было бы выручить значительно больше денег, просто Вишневская пошла навстречу покупателю.
Михаил Каменский также заявил, что "предложение было сделано при поддержке и под гарантии правительства РФ, что и сыграло для Вишневской определяющую роль". Сам Алишер Усманов сказал "Коммерсанту": "Я точно не собираюсь оставлять коллекцию себе, судьбу произведений определят уже музейные сотрудники. В какой музей определят, целиком или порознь - это уже дело профессионалов".
Однако 18 сентября РИА Новости со ссылкой на владелицу галереи "Проун" Марину Лошак, которая консультировала Усманова по вопросу приобретения собрания, сообщило, что коллекция Ростроповича-Вишневской не будет передана государству. "Коллекция точно останется у Усманова, и речь о передаче ее государству не идет", - заявила Лошак, подчеркнув, что сейчас решается вопрос о том, где будут экспонироваться произведения искусства. В ответ источник из окружения бизнесмена заявил агентству, что Усманов не менял своего решения и все 450 экспонатов будут переданы российскому государству.
Несмотря на некоторую противоречивость в заявлениях самого Усманова и Лошак, они не уточняют смысл фраз "оставить коллекцию у себя" и "передать государству". Собрание вполне может остаться в собственности бизнесмена, но будет передано для экспонирования (хранения) в российские музеи. Так, по некоторым данным, экспонаты уже готовы принять Русский музей и ГМИИ имени Пушкина (между ними распределят живопись и декоративно-прикладное искусство), а также музеи Московского кремля (им может достаться фарфор).
Кстати, две недели назад Алишер Усманов выкупил у американской компании коллекцию классических мультфильмов "Союзмультфильма" и передал ее в дар детскому телевизионному каналу "Бибигон". В этом случае благотворительный характер предприятия бизнесмена поставить под сомнение никто не мог. Правда, и в случае с покупкой коллекции Ростроповича-Вишневской глава Роскультуры Михаил Швыдкой готов поощрить Усманова госнаградой именно за меценатство.
По словам Швыдкого, именно по просьбе его ведомства бизнесмен приобрел собрание, поскольку у государства не хватало денег для участия в торгах. Однако заявление главы Роскультуры несколько противоречит тому, что сказал Усманов "Коммерсанту". На вопрос газеты о степени участия государства в приобретении коллекции, как написало издание, бизнесмен "раздраженно заметил": "Никто мне не давал никаких указаний. Не хочу даже об этом говорить, не надо принижать мою гражданскую позицию".
Не поверили в искренность действий Усманова и некоторые западные журналисты. Газета The Guardian предположила, что "российские олигархи все сильнее стремятся показать свои патриотические чувства в связи с предстоящими парламентскими и президентскими выборами". Причем, по мнению издания, бизнесмен пытается привлечь к себе внимание покупкой не только коллекции Ростроповича-Вишневской, но и приобретением доли в футбольном клубе "Арсенал". Кстати, по данным газеты, Усманов заплатил 25 миллионов фунтов за саму коллекцию и еще 20 миллионов фунтов, чтобы остановить торги.
Надо сказать, что Sotheby`s, согласившийся продать коллекцию Ростроповича-Вишневской единым лотом, пошел для Усманова на большую уступку (получил ли аукцион какие-либо отступные за это, доподлинно неизвестно). По словам главы русского отдела другого аукционного дома - Christie`s - Алексея Тизенгаузена, такое происходит крайне редко, поскольку можно испортить отношения с коллекционерами. Тем более, что об отмене торгов Sotheby`s сообщил за сутки до их начала, когда в Лондон уже съехались покупатели.
Кстати, нечто похожее уже случалось на Sotheby`s. В 2004 году российский предприниматель Виктор Вексельберг выкупил всю коллекцию работ Карла Фаберже, которая принадлежала семье Форбс (собрание также было передано государству). Правда, тогда договоренность между двумя сторонами была достигнута не за один-два дня, а за месяц до назначенной даты аукциона.
Вместе с тем, стоит отметить, пожалуй, самый главный итог этой истории: в Россию вернулись такие безусловные шедевры русского искусства, как панно "Сокровище ангелов" Николая Рериха, "Лики России" Бориса Григорьева, "Портрет Авроры Демидовой" кисти Карла Брюллова, "Портрет Прасковьи Бестужевой" Владимира Боровиковского, а также коллекция русского фарфора, в основном Императорского завода, стекла и многое-многое другое. То есть все то, что Ростропович и Вишневская собирали на протяжении более чем двадцати лет, создавая "русский дом" на чужбине.
Руслан Кадрматов