Датская компания Carlsberg и нидерландская Heineken объявили о намерении совместно приобрести своего британского конкурента Scottish & Newcastle (S&N). Если сделка состоится, то Carlsberg получит контроль над холдингом Baltic Beverages (BBH), которому принадлежит крупнейший российский производитель пива - "Балтика".
Carlsberg и S&N являются партнерами: они вдвоем владеют BBH на паритетной основе. Сейчас датская половина "Балтики", капитализация которой составляет более семи миллиардов долларов, обеспечивает более трети всей выручки Carlsberg. Есть за что бороться.
Возможность слияния двух партнеров обсуждается с весны, однако, как выяснилось накануне, речь идет о поглощении одним другого. В S&N заявили, что предложение Carlsberg и Heineken является враждебным и нежелательным.
Мнение компаньона Carlsberg не особенно волнует, как не волнует оно и Heineken. Союзники уже наметили план поглощения: голландцы получат британские бренды, среди которых Foster's и Kronenbourg. Carlsberg же получит полный контроль над BBH, а также французские и греческие бренды S&N. Как Carlsberg и Heineken разделят индийские и китайские активы - неизвестно.
Помощь Heineken понадобилась датчанам не для того, чтобы увеличить свое присутствие в Азии, а для усиления позиций Carlsberg в Восточной Европе и России. За счет стремительно развивающихся рынков датчане смогут компенсировать снижение роста выручки в странах Западной Европы.
"Балтика", принадлежащая BHH, действительно чрезвычайно привлекательный актив для датчан. Основанная в 1990 году компания стала за 17 лет одной из крупнейших в мире и крупнейшей в своем секторе в России. "Балтика", штаб-квартира которой располагается в Санкт-Петербурге, владеет 10 заводами и контролирует 37 процентов российского рынка. С 2004 года доля "Балтики" на пивном рынке России увеличилась в два раза.
Сейчас "Балтика" является крупнейшей в стране компанией в сфере товаров народного потребления. Перспективы у Балтики также отличные: производство пива в России растет более высокими темпами, чем пищевая промышленность в целом. Кроме того, соотношение потребления крепких и слабоалкогольных напитков в России меняется в пользу последних.
В первом полугодии 2006 года объем продаж "Балтики" увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 29,6 процентов, а выручка выросла на 35 процентов - до 1,06 миллиарда евро. При этом, по оценкам самой компании, она росла быстрее рынка, который в первом полугодии увеличился на 22,7 процента. Отчасти такой успех в компании объяснили тем, что первая половина 2007 года была очень теплой, что всегда влечет за собой увеличение продаж пива.
Кроме того, в 2007 году бренд "Балтики" попал в отраслевой список крупнейших мировых марок, составленный для Financial Times. И хотя компания не вошла в десятку лидеров по стоимости бренда, она, с большим отрывом от конкурентов, была признана самым перспективным пивным брендом мира.
В сентябре гендиректором датской пивоварни был назначен Йорген Буль Расмуссен, который ранее отвечал за бизнес компании в Восточной Европе. Тогда же управление BBH перешло на два года от S&N к Carlsberg. Самое удачное время для датчан, чтобы получить контроль над BBH.
Впрочем, по данным Bloomberg, другие пивовары также могут претендовать на приобретение S&N. В числе претендентов, в частности, называется американский гигант - холдинг Anheuser-Busch.
Будет ли это поглощение дружественным и желательным - неизвестно.