В Москве в возрасте 101 года умер один из самых титулованных деятелей искусства в мире - Игорь Алексеевич Моисеев. Его награждали орденами и медалями во всех странах мира, где он гастролировал со своим ансамблем народного танца. Свою книгу мемуаров он так и назвал "Гастроли длиною в жизнь". Моисееву удалось создать феноменально успешный проект: профессиональную балетную труппу, выступающую с программой фантазий на тему народных танцев.
Моисеев, танцор по образованию и балетмейстер по призванию, смог во второй половине 1930-х найти золотую жилу. Танцы народов СССР, поставленные ярко, красочно и жизнерадостно, оказались идеальным с идеологической точки зрения культурным проектом. То, что это еще и замечательный экспортный товар, стало ясно уже в 1950-е, когда гастролями ансамбля Моисеева предварялись государственные визиты. Заводные спектакли его труппы превратились в визитную карточку СССР. Да, конечно, у нас был много гастролировавший и тоже безумно знаменитый ансамбль Александрова, но он же был "Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии", то есть александровцы были идеологически нагружены прямым образом. Моисеевцы же были свободны от этого бремени: им вменялось в обязанность только демонстрировать достижения советской хореографической школы и показывать миролюбие, дружелюбие и открытость своей родины.
Человек, придумавший этот особый жанр - академический народный танец, родился в 1906 году в Киеве, учился в Москве у Рубена Симонова и Касьяна Голейзовского, был вхож в салон Луначарского, дружен с Мейерхольдом и людьми его круга. Говорят, Сталин прислушивался к мнению хореографа. При том Моисеев ухитрился остаться беспартийным.
Моисееву доводилось учить прим и премьеров Большого театра, которые о нем до сих пор вспоминают с признательностью: его жесткость на репетициях была продиктована точным знанием, как должен выглядеть отдельный элемент или номер, но одновременно он был заботливым руководителем труппы, никому не отказывал в просьбах и ходатайствовал за своих артистов.
Вместе с Голейзовским Моисеев ставил в 1930-х массовые парады физкультурников. Эта нетривиальная задача требовала и чувства пространства, и умения работать с большими составами артистов, и понимания зрительской реакции. Ничто из театрального и площадного опыта хореографа не прошло даром и было переплавлено им для своих нужд. Успешный синтез разных направлений пластического искусства удается единицам и случается едва ли чаще, чем раз в сто лет.
Самое поразительное в истории ансамбля Моисеева - это то, что ему удалось сохранить большой стиль и школу страны, которой уже нет на карте. На гастролях труппы в Америке, Европе и Азии зрители по-прежнему вскакивают и аплодируют с той же силой, что и их родители или бабушки с дедушками полвека назад. Это значит, что однажды найденный рецепт успеха удалось сберечь и передать новому поколению не только танцоров, но и хореографов.