Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН опубликовал документ под названием "Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства". На 22 страницах исследователи предлагают способы победить неравенство, справиться с убылью населения, а также удвоить ВВП.
Основной посыл авторов документа прост - нынешняя налоговая и социальная система подыгрывает 20 процентам самых богатых россиян и не жалует бедняков. Действительно, беднейшие 40 процентов граждан уже в течение последних 17 лет получают доходы, сравнимые с прожиточным минимумом. Большая часть из них живет на зарплату и платит зарплатные налоги - в частности, социальный.
В то же время доходы самых богатых 10 процентов граждан за последние шесть лет выросли с семи до одиннадцати прожиточных минимумов. И продолжают расти с головокружительной скоростью - серьезно обгоняя темпы роста ВВП. Налоговая нагрузка на этих граждан гораздо ниже, отмечают исследователи, ведь основную часть их доходов часто составляет не зарплата.
При этом, подчеркивают исследователи, речь идет не о недостатке ресурсов, а об институциональных эффектах системы.
О потребностях
Для того чтобы решить российские проблемы, ученые предложили развить экономическую теорию индийского нобелевского лауреата Амартии Сена. Они изучили присущие человеку потребности и предположили, что для их эффективного осуществления необходимы определенные уровни дохода. Так, самым бедным сложно покупать еду. Чуть менее бедные не могут приобретать товары длительного пользования. Более богатым гражданам нелегко завести ребенка.
Такое разделение не означает, что беднота не может иметь детей или покупать питание. Другое дело, что экономически это будет очень невыгодно - еда будет покупаться реже, а на приобретении детской одежды и игрушек придется жестко экономить.
Богатые, пишут ученые, пресыщены, их доходы используются на потребление или вывозятся за рубеж. 80 процентов россиян при этом получают слишком низкие доходы по сравнению с величиной прожиточного минимума. Это означает, говорится в документе, что "человеческий и трудовой потенциал этой части населения используется неэффективно и что люди не имеют возможностей полноценно осуществлять человеческие, экономические и социальные функции, к осуществлению которых они, в принципе, способны". Эта мысль вместе с подтверждающей ее методикой преподносятся как нечто новое, хотя то, что возможности бедных существенно ограничены по сравнению с богатыми - не секрет.
Авторы документа предлагают несколько вариантов решения возникшей проблемы неравенства. Предполагается, что лицам, которые получают меньше определенного порогового уровня, выплачивается часть разницы между этим уровнем и реальным доходом. Лица же с доходом выше порогового уровня облагаются налогом, равным фиксированной доле разности между фактическим доходом и пороговым уровнем. Ни в одном из представленных вариантов сумма, которую надо взять и поделить, не превышает 12 процентов суммарных доходов населения.
В первом варианте подразумевается простое перераспределение доходов от богатых к бедным без вмешательства государства. В других вариантах половину расходов оплачивает государство. И в том и в другом случае, говорится в документе, рост ВВП в 2006 году составил бы вместо 6,7 процента от 11,2 до 13,8 процента - и удвоился бы всего за 6-7 лет.
О детях
Регулярная раздача средств благоприятно скажется и на демографической обстановке, утверждается в документе. Авторы признают, что решение - завести ребенка или нет - принимается не только и не столько исходя из благосостояния. Основным фактором они считают все то же социально-экономическое неравенство и положение семьи на шкале этого неравенства.
Чтобы сгладить различия в благосостоянии, предлагается все то же перераспределение доходов. На этот раз оно будет называться демографическим налогом. Оптимально, по мнению ученых, погашать за счет более богатых граждан от 60 до 70 процентов дефицита доходов.
Предполагается, что эта нехитрая мера позволит (с финансовой помощью государства) добиться роста населения вместо убыли. К 2050 году в России, по грубым подсчетам, будет жить от 158 до 161 миллиона человек - на 16-19 миллионов больше, чем сейчас.
О разном
Под конец документа ученые, предложившие накормить беднейшие 60 процентов населения за счет богатейших 40 процентов, делают два сильных заявления. Они объявляют антисоциальными два основных российских налога - подоходный с его плоской шкалой и единый социальный, который взимается со всех без разбора.
Исследователи, кстати, заявляют, что их схема не потребует увеличения денежной массы, не приведет к увеличению темпов инфляции, и, главное, не поднимет налоговые ставки выше принятых, например, в Европе.
Они также приводят пример эффективного налогового госрегулирования - США. Это довольно забавно, так как буквально пару недель назад американские законодатели и бизнесмены обсуждали несовершенство собственной налоговой системы.
Крупнейший американский инвестор, Уоррен Баффет, очень просто продемонстрировал ее недостатки - он объявил, что платит налоги по ставке, которая ниже, чем у любого его сотрудника. И даже сообщил, что ему следовало бы платить больше налогов.
Что решит для себя Баффет, конечно, интересно. Но гораздо интереснее то, на чей стол в конце концов попадут 22 страницы экономического спасения России.