20 декабря в Москве состоялась конференция “2007 год: Рунет в 13 лет”. Пришедшие на нее интернетчики попытались подвести итоги уходящего года и сделать прогноз на следующий.
Конференция впервые проходила в формате ток-шоу - участников рассаживали на диван, ведущий поддерживал беседу, слушатели внимали, но не хлопали, а задавали вопросы.
Вопросов и итогов накопилось немало. Их хватило на четыре блока: “Технологии”, “Реклама и маркетинг”, “Рунет и общество” и “Экономика Рунета”.
Раз
Начали очень позитивно. Представитель Golden Telecom бодро сообщил, что в Москве доступ в интернет уже продается по цене водки, а в регионах то же самое произойдет через два года. Он напомнил о совместном проекте с “Корбиной” - подключение к широкополосному интернету 50 городов России. Правда, покрыть те же города сетью wi-fi, как это сделано в Москве, планов нет.
Александр Милицкий из “Независимого обзора провайдеров” добавил, что регионы отстают от Москвы на 2-3 года в основном за счет высоких цен на трафик. Когда туда придут московские провайдеры и другие крупные компании, цены быстро снизятся.
Покончив с региональным интернетом, взялись обсуждать российскую операционную систему. На конференции присутствовал директор “Линуксцентра” Павел Фролов. Он назвал главным событием года дело Поносова. Как заявил Фролов, именно разбирательство о пиратских программах в сельской школе заставило российских чиновников поверить в существование Линукса.
Школьный Линукс планируется внедрить в будущем году в трех регионах. На это выделялось 60 миллионов рублей, но победители тендера взялись сделать меньше чем за 50. Вся страна перейдет на Линукс лет через десять, отметил директор “Линуксцентра”.
В ответ на оптимистичное выступление Фролова другие участники конференции посоветовали ОС на базе ядра Linux для начала дорасти до функционала Windows. Госчиновники тоже получили совет - продать пару нефтяных компаний и купить долю в Microsoft, чтобы создать школьную Windows.
Затем как-то незаметно начали обсуждать системы управления контентом, а от них уже перешли к перспективам поисковиков.
Выступал представитель инновационной поисковой системы Quintura. Он заявил, что в интернете, где пользователю ничего не стоит предпочесть одному сервису другой, надо найти новые подходы в поиске информации. Ему указали на то, что стоит различать алгоритм поиска и представление результатов, а также учитывать, что многим пользователям важен бренд их поисковика, а не тонкая настройка результатов поиска.
Quintura назвала традиционные поисковики заложниками собственных технологий, и тут же посыпались рецепты новых систем - с рецензированием, с требованием к веб-мастерам самостоятельно индексировать информацию и так далее.
После того, как фонтан идей иссяк, перешли к еще одному итогу года - миллионному домену в зоне .ru. Представители RU-Center отметили, что 200 тысяч доменных имен из этого миллиона приходятся на “припаркованные” домены.
Они также пояснили, что если раньше находчивые интернетчики регистрировали домены с чужими торговыми марками и назывались киберсквоттерами, то теперь на захваченных доменах размещается реклама, а разбирательств стараются избегать. Так как схема бизнеса радикально поменялась, появилось и новое самоназвание киберсквоттеров - домейнеры. Их бизнес, по мнению RU-Center, стал возможен из-за излишков рекламных денег. Бюджеты просто некуда тратить - и часть получают домейнеры.
Под конец технологического блока стало известно, что в 2008 году скорее всего официально появится кириллическая доменная зона - .рф. Это значит, что работы о домейнеров хватит.
Два
Блок “Реклама и маркетинг” в первую очередь оказался посвящен рекламе в блогах. Активно обсуждали последние “вирусные” рекламные кампании и наем блогеров для продвижения продукта или услуги.
Самым интересным, пожалуй, стало выступление Дмитрия Андрияшкина, специалиста по нестандартным видам рекламы. Он отметил, что реклама в блогах хороша, если она баннерная. Свое заявление он подкрепил простым расчетом - даже самый популярный блогер, являющийся лидером мнений, имеет аудиторию всего в несколько тысяч человек. В то же время аудитория, например, развлекательных сайтов достигает сотен тысяч человек.
Блоги - красивый инструмент, отметил Андрияшкин, но это фетиш. По его мнению, эффективность рекламы лучше измерять в стоимости тысячи контактов.
Отдельно обсудили и рекламу в играх. По словам представителя фирмы Alawar, издателя казуальных игр, хотя этот рынок только зарождается, уже произошло ключевое событие - создание специализированного рекламного агентства. Кроме того, вскоре игры за счет рекламы могут стать бесплатными или почти бесплатными.
Он также предсказал, что в будущем следует ожидать сращивания казуальных и онлайновых игр с социальными сетями. Сами многопользовательские онлайновые игры сейчас уже представляют собой скорее чат с картинками - прототип социальной сети, где можно выстраивать отношения.
Затем Руслан Чачанов из Liveinternet подвел итоги года с точки зрения счетчиков посетителей. Сам Liveinternet теперь обсчитывает миллиард показов в сутки, но не это итог года, а приход Gallup, заявил Руслан. Именно данными Gallup пользуются крупнейшие рекламные агентства.
Три
Секция “Рунет и общество” началась забавно - на ней все так же обсуждалась реклама в блогах. Пришел известный блогер goblin-gag и заявил, что скрытая реклама была интересна полгода-год назад, а сейчас этот бизнес полностью дискредитирован, так как появились “новые возможности и новые технологии”.
Его мысль развил Антон Носик из “Супа”, приведя как пример новых и успешных технологий рекламное сообщество Intel i-future, собравшее свыше семи тысяч записей на заданную тему. Он также упомянул большой успех репортажа Норвежского Лесного с производства McDonalds.
Подводя итоги года, Антон Носик заявил, что самая интересная сделка - это вовсе не покупка “Супом” интернет-ресурса LiveJournal, а “непокупка” гигантами индустрии огромной социальной сети Facebook, в короткое время созданной и развитой энтузиастом.
От этого заявления волнами пошло обсуждение российских социальных сетей - vkontakte.ru, которая по числу просмотров страниц обогнала “Яндекс” и при этом не размещает рекламы на своих страницах, и “Одноклассников”, основатель которых Альберт Попков взял слово сразу после Носика.
Попков подтвердил, что популярному ресурсу нужны большие деньги, но подчеркнул, что пока “Одноклассники” рассматривают продажу рекламы как обузу развитию. Само развитие он видит в том, чтобы подключать к интернету новых пользователей, рассказывая им о возможности найти одноклассников. Тем не менее, Попков пообещал со временем привести в соответствие позиции в рекламе и в интернете.
После окончания блока Попкова спросили, как можно проверить, что удаленные данные пользователей действительно удалены из социальной сети. Очевидный ответ “доверьтесь нашей юридической службе” вызвал бурный обмен мнениями, который подытожили ведущий конференции Алексей Андреев словами “пользователи социальных сетей в целом глупы” и Антон Носик словами “а создатели - в целом умны”.
Обсуждение социальных сетей породило неожиданную и очень интересную тему. Один из слепых интернетчиков пожаловался на то, что не может зарегистрироваться на многих российских сайтах, которые при помощи специальных картинок (имелась в виду система Сaptcha) проверяют, человек он или робот. ПО, которое он использует для хождения по интернету, такие картинки, естественно, прочесть не может. Он два месяца безуспешно пытался уговорить Mail.ru зарегистрировать его на почтовом сервисе. К сожалению, его проблема осталась непонятой большей частью зрячих участников конференции.
Еще одной интересной темой для обсуждений стало подключение школ к интернету. Представитель Intel сообщил, что в целом все будет хорошо, если в январе из-за отсутствия контракта на обслуживание учебные заведения не уйдут в офлайн. Intel же собирается помочь школьникам чем сможет - в частности, вики-проектом Letopisi.ru. А вот, например, показать социальные сети школьникам не сможет даже Intel - во многих регионах соответствующие сайты включены в “черные списки”, а всего на систему фильтрации контента для безопасного доступа школьников в сеть потрачены огромные деньги.
Подведением итогов занялся и представитель фонда “Общественное мнение”. Он представил новый доклад “Осень 2007” и заявил, что летом в России впервые наблюдалось сокращение численности рунетчиков. Разгорелась оживленная дискуссия о возможных причинах этого феномена.
Все выступившие аналитики и эксперты сходились в том, что на самом деле рунетчиков меньше не становится. Они предположили, что сокращение численности вызвано некими психологическими причинами - например, люди, которые бывают в интернете раз в 2-3 месяца, теперь себя интернетчиками не считают.
Насколько эта гипотеза верна, покажет время и будущие исследования, тем более, что потенциал для роста еще есть. Например, в Ярославле половина пользователей сидит на модемах и отключает картинки, а в миллионнике Омске всего 70 тысяч интернетчиков.
Четыре
Самым коротким, и, пожалуй, самым скомканным получился последний блок конференции, “Экономика Рунета”.
Участники предсказали в связи с вступлением в силу с 1 января поправок в законодательство появление коммерческих пиринговых сетей. Согласились друг с другом в том, что отрасль испытывает кадровый голод. Поделились перспективами sms-платежей. Перспективы исчислялись тысячами долларов в сутки.
Затем обсудили предвыборные и послевыборные возможности. Точку поставил Андрей Шипилов, идеолог многих интернет-проектов и “Антипремии Рунета” в частности: “Подождем результатов выборов”. Эта фраза, если подумать, может претендовать и на итоговую для всего Рунета.
Тринадцать
В общем, вопросов было много. На некоторые из них даже не хватило времени. Например, осталась без внимания доменная зона SU, которая в настоящее время бурно растет. Забыли про признанный лучшим в мире блог на русском языке. Обошли вниманием принятие “Стратегии развития информационного общества в РФ”, а ведь это был один из самых интересных вопросов. Конечно, ни на один из заданных вопросов ответить окончательно нельзя, так что в следующем году тоже будет что обсудить.
Жаль лишь того, что рунетчики несерьезно восприняли словосочетание “итоги года”, обсудив бизнес, рекламу и маркетинг. Ни звука не было сказано о настоящих язвах Рунета, тревожащих каждого разумного человека: об отсутствии онлайн-доставки товаров Дедом Морозом, сложности размещения контекстной рекламы на елке, поиске Снегурочек через социальные сети и простом способе определить температуру за окном, не заходя на метеосайт.