Национальная киноакадемия в шестой раз вручила свою премию "Золотой орел". Ничего неожиданного не случилось: фильм Никиты Михалкова "12" был признан лучшей картиной 2007 года, победив в пяти номинациях из шести.
Триумф "12" Михалкова, одного из самых сильных российских фильмов года, отмеченного многими премиями, в том числе и специальным "Золотым львом" 64-го Венецианского кинофестиваля, был предсказуем. Действительно, было бы странно, если бы премию имени Михалкова получил кто-нибудь другой, да еще тогда, когда фильм выдвинут от России на "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Кстати, в прошлом году национальный оскаровский комитет России, проигнорировав "Остров" Павла Лунгина, получившего сразу шесть "Золотых орлов", отправил бороться за премию Американской киноакадемии "9 роту", естественно не имевшую на нее никаких шансов. В этом году такого конфуза не произошло, да и не могло произойти.
Всего в номинации "Лучший игровой фильм" на "Золотого орла" были представлены пять картин. Это "Артистка" Станислава Говорухина, "Монгол" Сергея Бодрова (кстати, конкурент Михалкова на "Оскаре" от Казахстана), "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Путешествие с домашними животными" Елены Сторожевой и "12" Михалкова.
Среди других лауреатов "Золотого орла" оказались Александр Абдулов, который был посмертно награжден премией за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Артистка", и Андрей Краско, также посмертно получивший награду за лучшую мужскую роль на телевидении за ленту "Частный заказ". Академия также отдала дань уважения мультипликатору Александру Татарскому, скончавшемуся летом 2007 года, назвав лучшим анимационным фильмом проект "Гора самоцветов", художественным руководителем которого был Татарский.
Специального "Золотого орла" в номинации "За выдающийся вклад в мировой кинематограф" получил режиссер Владимир Наумов, снявший картины "Легенда о Тиле", "Бег", "Берег", "Тегеран-43". За лучшую женскую роль в кино награждена Евгения Добровольская за фильм "Артистка", а приз в категории "Лучший зарубежный фильм в российском прокате" заслуженно получила "Королева" режиссера Стивена Фрирса.
Михалков также был награжден статуэткой за режиссуру, Энцо Меникони, смонтировавший "12", получил "Орла" в номинации "Лучший монтаж фильма", а композитор Эдуард Артемьев награжден за музыку к фильму.
Но самый богатый улов картина "12" собрала в номинации в категории "Лучшая мужская роль". Статуэтки достались сразу всем главным героям фильма: Сергею Маковецкому, Сергею Гармашу, Алексею Петренко, Валентину Гафту, Юрию Стоянову, Михаилу Ефремову, Сергею Газарову, Виктору Вержбицкому, Алексею Горбунову, Роману Мадянову, Сергею Арцибашеву и самому Михалкову.
Впрочем, соперники в этой номинации у картины Михалкова были не самые сильные - Виктор Сухоруков за фильм "Агитбригада 'Бей врага!'" и Федор Бондарчук, сыгравший роль второго плана, но почему-то выдвинутый в этой категории за картину "Тиски". При этом Константин Лавроненко, блестящий актер, отмеченный премией последнего Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль за фильм "Изгнание" Андрея Звягинцева, не был даже номинирован. Впрочем, объяснение этому найти не сложно. "Изгнание" продюсировал основатель РЕН ТВ Дмитрий Лесневский, жестокую пародию на которого в картине Михалкова сыграл Юрий Стоянов.
Помимо номинации на лучшую мужскую роль картину "Изгнание" следовало бы представить на премию как минимум еще в одной категории - за лучшую операторскую работу. Однако Михаил Кричман, сделавший фильм Звягинцева невероятно красивым, был проигнорирован киноакадемией, а лучшим оператором был признан Владимир Климов, снявший телесериал "Ленинград".
Так же странно выглядело и отсутствие в списке номинантов "Груза 200" Алексея Балабанова - мрачного, сильного и очень неоднозначного фильма, который стал едва ли не самой главным событием в российской киноиндустрии прошлого года. Не была представлена и новая работа Сокурова "Александра", которую режиссер сам попросил снять с конкурса, и картина Киры Муратовой "Два в одном".
Забавно, что ранее национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый слон" признала лучшим российским фильмом 2007 года именно "Груз 200" Алексея Балабанова, а приз за "лучшую режиссерскую работу" получила Кира Муратова. А вот "12" Михалкова кинокритики предпочли не заметить.
В том, что картина Михалкова будет признана лучшей, никто не сомневался. Российское кино выпускает не так уж много хороших фильмом, поэтому выбор жюри можно предсказать задолго до официальной и чрезвычайно скучной церемонии. Ну а внутренние разборки кинематографистов не добавляют "Золотому орлу" блеска.