Последние два дня против газеты "Коммерсант" неизвестной инициативной группой была объявлена самая настоящая война. На улицах Москвы появились рулоны туалетной бумаги с логотипом "Коммерсанта" и статьями из февральских номеров, сайт издания активно "досят", а теперь еще и начались e-mail-рассылки писем от имени главреда "Коммерсанта" Андрея Васильева, в которых сообщается о "новой форме" издания газеты. Подозреваемые в организации этой акции уже есть, в Сети, по сложившейся традиции, таинственным образом появилась некая инструкция по "мочению" газеты, однако точно сказать, кому захотелось увидеть "Коммерсант" на туалетной бумаге, пока нельзя.
Начало этой дурнопахнущей истории было положено 4 марта, когда на улицах и станциях метро Москвы молодые люди без видимых признаков принадлежности к какому-либо политическому движению (под признаками подразумеваются майки-флажки и прочая атрибутика) предлагали прохожим кому бесплатно, кому за символическую плату рулоны туалетной бумаги под брендом "Коммерсант". На рулонах был фирменный твердый знак, некое "Слово редактора" за подписью безымянного "Главного редактора", в котором говорилось о новых способах привлечения аудитории, а также статьи из февральских номеров издания. Кроме того, на рулонах были напечатаны контакты редакции и непонятно чем насолившей издателям туалетной газеты Юлии Таратуты, корреспондента "Коммерса", названной на рулонах зачем-то выпускающим редактором.
Спустя некоторое время распространители рулонов с твердым знаком стали при раздаче необычной туалетной бумаги утверждать, что размотавшие ее до конца получат приз. В рекламную службу "Коммерсанта" по этому вопросу уже обратилось несколько десятков пенсионеров. Ну а напоследок сегодня стало известно, что рулоны с "Коммерсантом" появились в уборных Госдумы.
"Доброжелатели" не обделили вниманием и сайт "Коммерсанта". На него, со слов сотрудников газеты, были осуществлены DDoS-атаки (массовые обращения компьютеров к серверу, который от чрезмерной нагрузки перестает отвечать на нормальные запросы), а затем на десятки тысяч адресов были разосланы фальшивые письма от имени главреда "Коммерсанта" Андрея Васильева, в которых, собственно, как и на рулонах, говорилось, что туалетная бумага - это новая форма газеты, которая должна привлечь дополнительную аудиторию.
В общем, все признаки последовательного "мочения" налицо. Только вот кому это было нужно, приходится долго и упорно разбираться.
Ах, это модное слово "план"...
На волне всеобщего увлечения словом "план" и по старой ЖЖ-традиции, как только рулоны "Коммерсанта" появились на улицах столицы, в блогах тут же появилась непонятно как просочившаяся в не те руки тайная инструкция, согласно которой за рулоны, хакерские атаки, фальшивые письма и последующие ужасы, заготовленные недоброжелателями газеты, ответственность несет молодежное движение "Наши".
Письмо, обозначенное как "похожее на" послание пресс-секретаря "Наших" Кристины Потупчик одному из участников акции, было размещено в блоге пользователя solomin. В этом тексте говорится, что цель акции с туалетной бумагой - месть "Коммерсанту" за статью о возможном распаде движения, в которой "Наших", ко всему прочему, назвали "ликующей гопотой". Далее в "похожем на письмо" послании предлагались, помимо хакерских атак, пресловутых рулонов и фальшивых писем, срыв выпуска свежего номера газеты (заблокировать типографию) и скупка с последующим уничтожением всего тиража одного из номеров газеты. На это, якобы, "Наши" собирались потратить полтора миллиона рублей.
Официально "Наши" свою причастность к акции по травле "Коммерсанта" опровергают (удивительно, не правда ли?) и утверждают, что все происходящее - пиар-акция самого издания.
Да, надо сказать, что других возможных заказчиков или организаторов акции против "Коммерсанта" пока названо не было.
Грабли, чай и 54 метра
Туалетная версия газеты - самый действенный из всех примененных против "Коммерсанта" способов психологической борьбы. Фальшивыми письмами от имени издания, даже главреда, сейчас мало кого удивишь. DDoS-атаки для большинства отечественных изданий - дело более чем обыденное ("Ленту", например, пытаются "досить" по несколько раз в неделю). А вот раздача туалетной бумаги - это дело посерьезней. От хакеров можно отбиться, в худшем случае, часов за восемь, письма особого ущерба репутации "Коммерса" не нанесут - спамом сейчас мало кого удивишь.
Хотя даже и рулоны с твердым знаком вряд ли как-то навредят "Коммерсанту" в глазах читателей. Понятное дело, что сложившаяся ситуация более чем неприятна для его сотрудников (вернее, людей, которым издание дорого не только как место работы), однако очернить таким смешным способом имя газеты вряд ли удастся. Да и, если поверить в то, что размещенная в сети инструкция по травле - не липовая, то цель всего этого дурдома - побесить прежде всего сам "Коммерсант". Поиграть на нервах, но не более.
Коли уж речь в статье зашла о "Наших", вне зависимости от того, была ли туалетная бумага с "Ъ" плодом гения их креативщиков или нет, стоит напомнить о паре запоминающихся и долгоиграющих акций протеста этого молодежного движения.
Излюбленными объектами для нападок "Наших" в разное время становились посол Великобритании Энтони Брентон и бывший премьер-министр, неудавшийся кандидат в президенты РФ Михаил Касьянов. Брентона "Наши" доставали за участие в конференции "Другая Россия", квалифицированное движением как "поддержка фашистам". Причем травили Брентона долго и упорно: на протяжении нескольких месяцев члены движения преследовали британца. Посла даже не спасло предложение испить с ним чаю.
Касьянов же просто был "нашистам" не симпатичен, за что бывшего премьер-министра РФ "Наши" повсюду старались одаривать граблями и, как было и с Брентоном, пытались преследовать.
В случае, если причастность "Наших" к акции против "Коммерсанта" все-таки будет доказана, в активе движения появится новое орудие протеста, менее благозвучное, чем грабли.