15 и 17 марта 2008 года на глубине 2,5 километра неподалеку от западного побережья Австралии были найдены обломки немецкого вспомогательного крейсера "Корморан" и австралийского океанского крейсера "Сидней". В ноябре 1941 года между ними произошла ожесточенная схватка, и, несмотря на превосходство австралийцев, оба корабля затонули. Команда "Сиднея" погибла, части немецкой команды удалось спастись. Неоднократные попытки найти место гибели кораблей предпринимались на протяжении нескольких десятков лет. Однако только сейчас благодаря специальной программе правительства Австралии удалось привлечь лучших экспертов и самую современную технику для того, чтобы реализовать давние планы. "Лента.ру" представляет краткий исторический обзор тех событий и предлагает объяснение причин катастрофы, повлекшей гибель сразу двух кораблей.
Бой произошел 19 ноября 1941 года. Днем ранее немецкий рейдер "Корморан" переоборудованный из дизель-электрохода "Штайермарк", направился к западному побережью Австралии для установки морских мин на подступах к основным портам этой страны. "Корморан", прозванный "Истребителем торговли", действовал в Индийском океане с начала 1941 года, маскируясь под различные торговые суда. Немецкий корабль был намного слабее боевых океанских крейсеров союзников и поэтому мог действовать только против транспортов, совершая на них разбойничьи нападения. В последнем своем походе "Корморан" маскировался под голландское судно "Страат Малакка".
19 ноября примерно в 16 часов сигнальщики "Корморана" заметили прямо по курсу дым из труб "Сиднея". Команда немецкого корабля была поднята по тревоге. Убедившись в том, что впереди военный корабль, капитан "Корморана" Теодор Антон Детмерс (Theodor Anton Detmers) отдал приказ изменить курс с севера на юго-запад и на полном ходу уходить от преследования. Приближающийся военный корабль значительно превосходил "Корморан" по скорости и вооружению и мог без труда настигнуть и уничтожить его. Детмерс принял решение выиграть время, как можно дольше оставаясь "торговым судном", чтобы завлечь противника под неожиданный удар своей артиллерии и торпедных аппаратов.
На крейсере "Сидней" тоже заметили чужой корабль и его попытки избежать вероятной встречи. Австралийскому кораблю было предписано проверять все суда в данном районе, и он погнался за "Кормораном". Командир австралийского крейсера Джозеф Бернет (Joseph Burnett) неоднократно пытался запросить у "торгового судна" его опознавательные знаки, но немецкий капитан всячески тянул время.
В 16 часов 20 минут расстояние между кораблями составляло около трех километров и неизбежно сокращалось. Бдительность австралийской команды была низкой - только половина расчетов находилась на боевых постах возле орудий. "Сидней" верил, что перед ним голландский "Страат Малакка". Однако башенные орудия в новой части судна все же были нацелены на "мирное" судно. Командир немецкого рейдера Детмерс решил нанести главный удар по капитанскому мостику и тем самым вывести из строя все органы боевого управления одним залпом, не дав противнику опомниться. Когда дальше ждать уже было нельзя, Детмерс отдал приказ "Стоп машинам" и "Огонь на поражение". Голландский флаг резко сменился на флаг ВМС Германии, и через шесть секунд после приказа артиллерия "Корморана" дала первый залп.
С расстояния в 800 метров немецкая артиллерия нанесла решающие удары по австралийскому кораблю, уничтожив капитанский мостик с пультом управления огнем артиллерии и две орудийные башни. Одновременно торпеда поразила носовую часть, уничтожив катапульту с гидросамолетом "Сиднея". На немецкие залпы ответил и "Сидней", но солнце слепило наводчиков, и они не могли точно поразить цель. Все же в "Корморан" попало три снаряда, в результате чего оказались повреждены труба, вспомогательное котельное отделение вместе с противопожарной системой, а также трансформаторы главного двигателя. В машинном отделении начался пожар. "Сидней", несмотря на просевшую носовую часть, попытался протаранить "Корморан", но прошел мимо за кормой немецкого рейдера.
Австралийцы открыли огонь из неповрежденных четырехдюймовых пушек по правому борту, его кормовые башни уже не действовали. Одновременно "Сидней" пустил четыре торпеды, но они не смогли поразить цель. Все это время "Корморан", лежа в дрейфе, постоянно вел огонь по австралийскому кораблю.
К 18 часам "Сидней" стал уходить от "Корморана" на юг. Он весь пылал, орудия не отвечали, мачты отсутствовали, палубные надстройки были уничтожены. К половине седьмого австралийский корабль был в недосягаемости немецкий орудий - бой прекратился.
"Корморан" также был сильно поврежден, огонь подбирался к отсекам с морскими минами - необходимо было срочно покинуть судно. Детмерс отдал соответствующий приказ. Так как большинство шлюпок были повреждены, оставшиеся в живых члены команды стали погружаться на резиновые лодки и плоты. В час ночи капитан Детмерс забрал с собой флаг "Корморана" и покинул корабль. В 1 час 20 минут 20 ноября сдетонировали морские мины, и немецкий крейсер, получив критическую пробоину кормы, ушел под воду.
317 членов немецкой команды высадились в Акульей бухте, на западном побережье Австралии. Там они без сопротивления сдались в плен и впоследствии рассказали, что до полуночи 19 ноября видели зарево "Сиднея", которое потом исчезло. Из 645 человек австралийской команды никто не спасся. Немцы потеряли 80 человек.
Немецкое превосходство во многом объясняется грамотной тактикой и расчетом командира Детмерса, а поражение австралийцев - беспечностью и потерей бдительности командой "Сиднея". Но, несмотря на это, оба корабля были потоплены - никто не одержал победу в этой схватке.
На протяжении многих лет энтузиасты и профессионалы пытались найти место боя двух кораблей. Неоднократно поступали сообщения об успехе, но последующие проверки опровергали их. И только благодаря специальной программе австралийского правительства к поискам были привлечены лучшие специалисты и необходимая техника. Теперь место морского сражения станет братской могилой немецких и австралийских моряков.