Европейский авиастроительный концерн Airbus сообщил 13 мая об очередных задержках поставок самых больших в мире пассажирских самолетов А380. Согласно пересмотренному плану производства, в текущем году будет выпущено 12 лайнеров вместо 13, а в 2009 году - 21 вместо 25. Условия дальнейших поставок будут обсуждаться с заказчиками дополнительно в ближайшее время, хотя ранее отмечалось, что к 2010 году компания готова произвести 45 самолетов А380.
Стоит отметить, что согласно официальному сообщению Airbus, 17 самолетов находятся в разных стадиях готовности. Кроме того, к настоящему моменту уже четыре лайнера были поставлены в соответствии с запланированными сроками, и успешно работают на дальних рейсах.
Тем не менее, факт остается фактом - в общей сложности Airbus затянул с поставками более чем на два года, несколько раз откладывая их из-за технических сложностей. Первый А380, который сейчас летает из Сингапура в Австралию и Великобританию, был доставлен авиаперевозчику Singapore Airlines в середине октября 2007 года с задержкой в 18 месяцев. С учетом ажиотажа, которым сопровождался первый рейс (билеты на него продавались с аукциона, а за два из них в сентябре 2007 года было заплачено более чем сто тысяч долларов), казалось, что отсрочек больше не будет, однако надежды не оправдались.
А380 является крупнейшим в мире пассажирским авиалайнером. Его длина достигает 73 метров, а размах крыльев - 79,8 метра. Одновременно самолет может перевозить до 525 пассажиров и выполнять беспосадочные рейсы на расстояние до 15 тысяч километров. В свою очередь, Boeing 787 Dreamliner вмещает до 250 пассажиров, а максимальная дальность его полета составляет 14,2 тысячи километров.
О том, что грядет новая задержка, в СМИ начали говорить еще в начале мая, когда крупнейший заказчик лайнера, дубайская авиакомпания Emirates заявила, что в ее распоряжении находится письмо, в котором Airbus извещает об отложенных поставках. Кроме того, в конце апреля концерн предупредил, что намерен пересмотреть план производства А380.
По сообщению Airbus, задержки объясняются сложностями при переходе на полный серийный цикл производства. Кроме того, генеральный директор Airbus Том Эндерс (Tom Enders) неоднократно подчеркивал, что на данном этапе развития лайнера пересмотр планов выпуска является стандартной практикой.
Надо полагать, что руководство концерна будет готово к тому, что за срыв сроков контрактов (таких на сегодня по данным Airbus, которые приводятся на сайте, - 192) придется платить штраф (пока, правда непонятно, какой именно) - это ведь тоже распространенная практика. Кроме того, имеются ведь и репутационные риски - если Airbus будет бесконечно подводить своих заказчиков, те могут расторгнуть контракт, а то и уйти к конкурентам.
Впрочем, думается, что помимо возможных штрафов и нелегких переговоров с заказчиками, у Airbus есть и другие сложности, которые, как минимум косвенно также повлияют на сроки поставок. Работников авиастроительного концерна решительно не устраивает так называемый план Power8. Согласно плану, в ходе реструктуризации компании для снижения издержек (которые кстати, возникли во многом именно из-за отложенных поставок) к 2010 году планируется уволить до десяти тысяч сотрудников Airbus, а также продать несколько заводов в Европе.
В апреле на заводах Airbus во Франции прошло две забастовки. Требования рабочих вполне обоснованны - они предлагают провести реструктуризацию предприятий по примеру Германии, где вместо продажи заводов их объединили в специальный холдинг. Впрочем, руководство концерна пока навстречу рабочим не пошло и продолжает искать покупателя на предприятия.
Во всей этой ситуации заказчики, с нетерпением ожидающие новый лайнер, могут утешаться только тем, что поставки прямого конкурента А380, лайнера Boeing 787 Dreamliner, также неоднократно переносились - трижды за последние полгода. Так, в начале апреля стало известно, что "лайнер мечты" будет поставлен заказчикам вместо первого - в третьем квартале 2009 года, поскольку компания Boeing намерена изменить конструкцию самолета.