Экс-президент России Владимир Путин начал свою деятельность на посту премьера с "основы основ" современной российской экономики - нефти. И это легко объяснимо. Цены на "кровь промышленности" бьют рекорды чуть ли не ежедневно, страна не испытывает недостатка в притоке средств от главной экспортной статьи. Однако в то же самое время добыча достигла по меньшей мере временного пика и начала сокращаться, а с сопредельными странами регулярно возникают споры о транзите и нефтяных активах.
Особенно обострилась ситуация на "западном фронте", где у России возникли сложности сразу с двумя соседями. Поводом в очередной раз поругаться стал, что характерно, нефтепровод под названием "Дружба". Во-первых, нефтяную карту начала вновь, как и полтора года назад, разыгрывать Белоруссия. Александр Лукашенко в ответ на очередные попытки Запада ввести против его страны санкции завуалированно пригрозил перекрыть Европе кран. Он на всякий случай напомнил европейцам, что через Белоруссию в ЕС идет "половина нефти, половина нефтепродуктов и 30 процентов газа".
"Дружба" — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием по принятому в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) соглашениюдля транспортировки нефти из Сибири в страны народной демократии Восточной Европы. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
Незадолго до этого Литва, ранее питавшаяся от параллельной нитки этого трубопровода, во второй раз решила наложить вето на подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Причиной стало отсутствие нефти в трубе на протяжении последних полутора лет. Нитка, соединяющая Россию с латвийским портом Вентспилс и проходящая по литовской территории, прекратила функционировать в июле 2006 года после аварии. Вернее, такова была официальная версия, а по слухам, поставки прекратились из-за того, что Mazeikiu Nafta был продан не "Роснефти", а польской компании Orlen. Так или иначе, а пришлось Литве завозить нефть из России морскими путями, что значительно дороже. Вильнюс выражал свое неудовольствие сложившимся положением раз за разом все громче, пока не дошел до блокирования переговоров между Россией и Евросоюзом.
Москва решила убить двух зайцев одним выстрелом и 14 мая утвердила маршрут нового нефтепровода, который соединит Унечу Брянской области и Усть-Лугу на берегу Финского залива. Видимо, власти решили, что коль уж дружбы с бывшими республиками нет и не предвидится, то и нефтепровод с таким именем совершенно неуместен. Разумеется, даже после запуска БТС-2 (такое название получил строящийся проект) "Дружба" не исчезнет - но значение ее понизится. По крайней мере, пользоваться ей в качестве оружия стратегического назначения будет посложнее.
Экспорт - экспортом, но сперва нефть нужно еще и добыть. Как раз с этим пока выходит незадача - объемы добычи в России начали с февраля этого года снижаться. Этого ожидали многие эксперты, и все же до конца в такое развитие событий мало кто верил - гораздо чаще население пугали снижением мировых цен. Таким образом, Россия сможет наращивать свои нефтегазовые доходы почти исключительно за счет роста стоимости черного золота. Исходя из нынешней коньюнктуры, - тоже вариант, однако полагаться на одну лишь конъюнктуру все же рискованно.
Одна из причин проблем с производством нефти - высокие ставки налогов, в том числе на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизов на топливо. В связи с этим Владимир Путин решил дать нефтяникам налоговые каникулы при разработке некоторых месторождений. В первую очередь это касается Тимано-Печерского бассейна, Ямала и континентального шельфа. То есть там, где работают две государственные компании - "Роснефть" и "Газпром".
Такое решение на первый взгляд выглядит вполне логичным. Однако надо учитывать, что последний раз налоговые каникулы для нефтяников в России вводились два года назад для "добытчиков" Восточной Сибири. Между тем, развивается нефтяная индустрия там не так быстро, как хотелось бы руководству страны. Компании благодаря сверхвысоким ценам и так зарабатывают неплохо, однако даже такие доходы не приводят к взрывному росту запасов нефти и ее добычи. Ряд чиновников даже заявляли, что налоги надо бы не уменьшать, а увеличивать.
Поэтому говорить, что налоговые послабления станут панацеей от нехватки нефти в России, пока преждевременно. Мера эта скорее направлена на длительную перспективу, и прикинуть какую-то пользу от нее (если она, конечно, вообще будет) можно будет лишь спустя несколько лет.
А вот российский фондовый рынок, зависящий от нефтяников и газовиков даже сильнее, чем реальная экономика, ждать не хочет. Он отреагировал бурно сразу же, показав абсолютный максимум в тот же день 14 мая. В ту сессию он закрылся на отметке 2406 пунтков, что на 40 пунктов выше предыдущего рекорда, установленного в декабре. Лидерами роста стали нефтяные компании. Особенно отличился "Сургутнефтегаз", подскочивший в цене на 6,3 процента. Неудивительно, ведь именно эта корпорация получит наибольшую выгоду от прокладки нефтепровода в Усть-Лугу. Впрочем, "Роснефть" и "Транснефть" тоже чувствовали себя неплохо в течение всей торговой сессии, подорожав на 4,5 и 4,3 процента соответственно.