Британские археологи Майк Паркер Пирсон и Эндрю Чемберлен, оба - профессора Шеффилдского университета и люди в высшей степени серьезные и основательные, сумели приятно удивить ученых и просто интересующихся граждан сообщением о разгадке назначения Стоунхенджа, самого, пожалуй, знаменитого мегалитического комплекса на свете. Оказывается, он служил кладбищем для представителей некой "правящей элиты" тамошнего края. Идея, бесспорно, красива, но она требует разъяснений.
Погребения
Небольшой некрополь, расположенный прямо на территории Стоунхенджа и датируемый 2700-ми годами до нашей эры, известен археологам уже несколько десятилетий. Здесь важно отметить, что самые запоминающиеся виды Стоунхенджа - круги из массивных вертикальных камней - датируются 2600-2400 годами (на схему расположения мегалитов, где голубым отмечены более ранние, серым - более поздние, можно посмотреть здесь). Но этот некрополь - не единственный. В 1920-х, когда в Стоунхендже велись первые полноценные раскопки (под руководством полковника Уильяма Хаули), рабочие нашли 49 погребений кремированных людей. Тогдашняя наука не придавала кремациям большого значения, и останки были перезахоронены где-то неподалеку от того места, где их нашли. Для науки они потеряны как минимум в одном отношении: контаминация слоев исключает возможность правдоподобной датировки. Однако тот факт, что в Стоунхендже было еще одно кладбище, имеет немалое значение.
В 1950-х археологи нашли три погребения, тоже кремации, расположенные вдоль кромки одного из кругов Стоунхенджа. Первые попытки датировать останки методом радиоуглеродного анализа успехом не увенчались: разброс дат был слишком велик, чтобы говорить о чем-то серьезно. Кости и зубы из этих погребений переехали в ближайший музей - в Солсбери, где были оставлены дожидаться научных прорывов. Ко второй половине 2000-х, когда радиоуглеродный анализ существенно усовершенствовали, останки удалось уверенно датировать: один "комплект" относился к 3030-2880-м годам, второй - к 2930-2870-м, третий, самый поздний, - к 2570-2340-м. Следовательно, заключают ученые, территория Стоунхенджа служила некрополем и в то время, когда возводились круги мегалитов, и в то время, когда они уже стояли на месте. Некоторых археологов будет нелегко убедить в достоверности радиоуглеродного анализа музейных экспонатов: очень трудно исключить возможность загрязнения их чужой органикой - из других коробок и ящиков в хранилище.
Семья
Паркер Пирсон и Чемберлен полагают, что общее число погребений на территории Стоунхенджа составляет от 150 до 240 человек. Если последняя цифра верна, то это - крупнейшее неолитическое кладбище на территории Великобритании. Эндрю Чемберлен, антрополог и эксперт по демографии древних обществ, отметил следующую закономерность: количество погребений со временем растет. С его точки зрения, это указывает на то, что одна семья, разрастаясь, хоронила своих покойников в одном месте на протяжении 30-40 поколений. К сожалению, ни один из доступных нам источников не поясняет это умозаключение, а аргумент, честно говоря, слабоват. Установить же родство погребенных даже при наличии всего технического арсенала XXI века затруднительно: выделение и сопоставление ДНК кремированных останков - это очень сложная, если вообще решаемая, задача.
Послужные спискиMichael Parker Pearson
Andrew Chamberlain
"Элита"
Археологи полагают, что трупосожжения (кремации) на Британских островах в третьем тысячелетии до нашей эры предназначались не для обычных людей, а для правителей. Трупоположения этой эпохи встречаются крайне редко. Паркер Пирсон и Чемберлен вообще полагают, что простых покойников их соплеменники выбрасывали в реку или оставляли непогребенными, оставляя тела падальщикам. Следовательно, погребения в Стоунхендже, учитывая важность этого памятника, его сакральное значение для тогдашнего населения, принадлежали элите. Кроме того, не все, но некоторые захоронения в Стоунхендже содержали погребальный инвентарь: в эпоху неолита это само по себе часто указывает на высокий общественный статус покойника. Рядом с одним из кремированных был найден редкий артефакт - навершие булавы, по предположению исследователей. Церемониальная булава как символ власти и по сей день используется в британской палате общин: ее ежедневно вносит в зал заседаний парламентский пристав. Таким образом, у гипотезы о высоком статусе некрополя есть материальное подтверждение.
"Доисторический Стикс"
Прежде, чем перейти к самому смелому умозаключению Майка Паркера Пирсона, напомним читателю, что, собственно, такое "хендж". А это - тип археологического памятника, встречающийся только на Британских островах, состоящий из рва, окружающего круглую или овальную площадку диаметром от полутора десятков до нескольких сотен метров. С внешней стороны рва обычно находится насыпь, вал. Так вот, недалеко от Стоунхенджа, "каменного хенджа", возле местечка Даррингтон Уоллз находится Вудхендж, "деревянный хендж". Там найдены ямки для деревянных столбов, расположенные кругами, диаметр самого большого из которых составляет 500 метров. Рядом обнаружено большое поселение (до 300 хижин) со следами обильных массовых пиршеств (многочисленные очаги, обилие костей животных и т.д.). При этом, судя по ряду признаков, в частности по отсутствию керамической посуды, селение у Даррингтон Уоллз было сезонным (это научный факт), и люди там появлялись только по важным поводам, например, для участия в ритуалах, связанных с летним и зимним солнцестоянием (это - гипотеза).
По мнению Паркера Пирсона, Вудхендж и Стоунхендж - две половины единого культового комплекса, в котором первый символизировал мир живых, а второй - мир мертвых. Поэтому протекающую рядом реку Эйвон археолог назвал "доисторическим Стиксом". Правда, оба "хенджа", по крайней мере сейчас, находятся на одном берегу извилистого Эйвона.
Майк Питтс, главный редактор журнала British Archaeology и ученый с безупречной репутацией, к тому же много копавший в Стоунхендже в 1970-х и 1980-х, остался явно не убежден гипотезой Майка Паркера Пирсона. Он отметил, что археологические свидетельства прямо указывают на то, что в середине третьего тысячелетия до нашей эры по Стоунхенджу бродил скот, а местные жители пахали там землю, что явно не вписывается в концепцию священного некрополя. Кроме того, Паркер Пирсон предполагает, что Вудхендж и Стоунхендж связывало что-то вроде "священной дороги", разделенной излучинами реки. Свидетельства в пользу этой гипотезы спорны: во всяком случае, Паркер Пирсон не смог убедительно показать, что оба отрезка (от Стоунхенжда до Эйвона и от Вудхенжда до Эйвона) - часть единого целого.
Наконец, исследования группы Пакера Пирсона и Чемберлена Stonehenge Riverside Project оставили за скобками проблему "синих" мегалитов из Уэльса: они предполагают, что правившая на солсберийской равнине "семья" простирала свое влияние очень далеко: валлийские каменоломни находятся в 400 километрах от Стоунхенджа. Но это - объяснение, а не доказательство.
Любая большая, обобщающая гипотеза по определению отличная мишень для критики, а в случае археологии дописьменных обществ она не отличная, а идеальная. Тем не менее, у работы Паркера Пирсона и его коллег есть сильная сторона, которую признают противники гипотезы о некрополе. Шеффилдским ученым удалось ввести в единый контекст целый исторический ландшафт: до них ученые исследовали только отдельные его составляющие. Это что касается науки. А что же до общечеловеческого отношения к Стоунхенджу, то можно спокойно констатировать, что завеса тайны над ним если и приподнялась, то только для того, чтобы показать следующую, еще более загадочную.
Свою гипотезу Паркер Пирсон и Чемберлен обнародовали при содействии журнала National Geographic (официальной, то есть, большой научной рецензированной публикации еще нет). Часть ответов на вопросы журналистов появилась в крупных британских и американских газетах, чьи журналисты участвовали в видеоконференции с учеными. Развернутый материал о проекте Паркера Пирсона Stonehenge Riverside Project будет опубликован в июньском номере National Geographic, а телефильм "Stonehenge Decoded" выйдет в эфир канала National Geographic вечером в воскресенье, 1 июня.