Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки, уволен с должности приказом директора галереи Валентина Родионова. Ерофеев сейчас проходит как обвиняемый по делу о скандально известной выставке "Запретное искусство - 2006", и его изгнание из музея воспринимается многими как предательство или как запоздалый акт сложной политической игры. Кстати, со времен кражи ювелирных изделий из хранилища Эрмитажа ни одно внутримузейное происшествие не вызывало такого медийного ажиотажа, как увольнение Ерофеева.
Злополучная выставка "Запретное искусство - 2006" открылась в марте 2007 года в Центре имени Сахарова. Все экспонаты были ранее отвергнуты музеями и галереями из опасений быть обвиненными в разжигании религиозной розни или в похожих "преступлениях". Объекты были упрятаны за фальшстену, несовершеннолетних на выставку не пускали. С точки зрения Юрия Самодурова, директора Центра имени Сахарова, "Запретное искусство" было "легитимным, профессиональным и гражданским выставочным проектом" с "антиклерикальным аспектом".
Эта антиклерикальность не могла не вызвать гнев охранительных православных организаций, уже имеющих опыт борьбы с "кощунственными образами": достаточно вспомнить разгромленную выставку "Осторожно, религия!" и едва не дошедший до суда скандал с "Русским поп-артом", проектом Ерофеева для Третьяковки, осуществленным в 2005 году. В 2007 году защищать "достоинство граждан по признаку их отношения к религии" от унижений издевательскими экспонатами вызвалось движение "Народный собор". К июню того же года Таганская межрайонная прокуратура Москвы, рассмотрев обращение "Народного собора", возбудила уголовное дело по статье 282 УК РФ ("возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды с использованием служебного положения"). Обвиняемые по делу появились только в мае 2008-го: ими стали Юрий Самодуров, чей центр предоставил площадку для выставки, и Андрей Ерофеев, куратор проекта. Следствие окончательно было завершено 30 июня, а в суд дело будет передано в начале июля.
Напомним, что к весне 2008 года Третьяковская галерея и ее директор Валентин Родионов пережили неприятную историю с иском против уже бывшего министра культуры Александра Соколова в связи с еще одной выставкой, организованной Ерофеевым: "Соц-Арт. Политическое искусство в России". Иск был проигран, а отношения между Родионовым и Ерофеевым, видимо, окончательно испорчены. Во всяком случае, как пишет "Независимая газета", куратору этот скандал стоил запрета на "всю организованную им интерактивную деятельность".
Наблюдателей больше всего удивил тот факт, что увольнение Ерофеева произошло само по себе, без видимых причин (по крайней мере, до сообщения об окончании следствия). "В пятницу утром меня вызвал директор Родионов и безо всяких комментариев вручил мне приказ об увольнении - по 81-й статье, за систематическое невыполнение служебных обязанностей без уважительных причин", - пояснил в беседе с "Коммерсантом" главный герой нынешнего скандала.
Высокопоставленные сотрудники Третьяковки, в общем, единодушно поясняют поступок своего директора. Ирина Лебедева, заместитель директора галереи, в "Коммерсанте": "Он не справился с базовой музейной работой". Марина Эльзессер, еще один замдиректора, в сообщении РИА Новости: "Истинная причина увольнения Ерофеева с поста завотделом - невыполнение должностных обязанностей".
Зато сам Андрей Ерофеев видит ситуацию более глобально: "Нашу модернизационную программу Третьяковка не смогла проглотить, подавилась, ее стошнило… В итоге меня уволили подлым ударом в спину". Он не скупится на упреки в адрес бывших руководителей: "У нас же только 2500 единиц на постоянном хранении, а еще 3000 - на временном. И художники и галеристы уже звонят мне с вопросами, когда можно забрать работы: еще бы, такой жирный кусок появляется на рынке. А замдиректора ГТГ по научной работе Ирина Лебедева охотно эти вещи раздаст". Или: "Родионов - бывший советский управленец, который находится в Третьяковской галерее как бы на пенсии после того, как поработал заместителем министра культуры по строительству. Его реакция - это его инстинкты".
Обозреватели "Независимой газеты" отмечают, что до недавнего времени ходили слухи о готовящейся смене власти в Третьяковке. На место Родионова якобы прочили Павла Хорошилова, одного из новых заместителей нового министра культуры Александра Авдеева. Однако увольнение Ерофеева как верноподданническая попытка задобрить начальство была бы уместна при бывшем министре, но никак не при нынешнем, никоим образом не противодействовавшим парижской выставке "Соц-Арт". Так что поступок Родионова как будто повисает в воздухе, если только не принимать во внимание факт окончания следствия по делу о "Запретном искусстве". А это не может не повлиять на репутацию музея.
Арт-сообщество в связи с увольнением Ерофеева больше всего волнует один вопрос: дальнейшая судьба отдела новейшего искусства в Третьяковке, который, судя по широко цитируемому заявлению Валентина Родионова "Эху Москвы", может быть расформирован. "В Третьяковской галерее есть отделы, которые с успехом могут выполнять эти функции", - сказал директор музея.
За несколько дней до увольнения Ерофеева Екатерина Деготь опубликовала на Openspace.ru большой материал "Дело Ерофеева и Самодурова. Что делать и кто виноват?" В этом тексте содержится весьма меткое наблюдение: галеристы и искусствоведы считают искусство особой зоной свободы, нуждающейся в защите (от общества, от государства). А вот художники это мнение, как правило, не разделяют: "Ни один… не готов был признать, что у него есть какие-то особые права, отличающие его от всех остальных людей". Критик резюмирует: "Кураторы в первую очередь, но и художники тоже должны, наконец, понять: то, что они делают, есть жест политический. И действовать сообразно этому". Здесь не с чем спорить, только жаль, что современное искусство само себя рядит в политические одежды.