Бесплатные базовые аккаунты, отмена которых в свое время привела к международному бойкоту LiveJournal, возвращаются. Администрация ЖЖ разрешит их регистрацию до конца августа. У таких аккаунтов будет ограниченный нерасширяемый набор функций.
Как можно понять из длинного сообщения руководства сервиса, базовые аккаунты вернутся в рамках борьбы за рекламную выручку. LiveJournal намерен изыскать способ зарабатывать и на "бесплатниках". Чтобы разобраться, чем это грозит 14 миллионам пользователей ресурса, надо вспомнить историю вопроса.
Базовые аккаунты у LiveJournal были всегда, как и разрывы у известного провайдера. Основатель ЖЖ Брэд Фицпатрик изначально рассматривал бесплатных пользователей в качестве генераторов контента и трафика, который потребляют платные подписчики. Последние за свои два доллара получают доступ ко всем возможностям ресурса (есть еще владельцы постоянных аккаунтов, когда-то купившие их навсегда).
Когда ЖЖ был продан компании SixApart, появились так называемые "улучшенные" аккаунты, промежуточное звено между базовыми и платными аккаунтами, которое оплачивалось за счет открутки баннеров в журнале пользователя.
Сравнительно недавно "Суп" представил так называемый "спонсированный" аккаунт. Он дает все возможности платного аккаунта в обмен на оформление дневника в стиле спонсора. Список спонсоров в России пока невелик — Intel, МТС и Peugeot, причем все трое по состоянию на 17 июля не принимали новых пользователей.
Затем SixApart продала LiveJournal "Супу" и 12 марта 2008 года базовые аккаунты пропали со страницы регистрации. Руководство объяснило, что в трех тогдашних видах аккаунтов пользователи путались. Позже процедуру регистрации упростили — теперь по умолчанию пользователь получает "улучшенный" аккаунт, а о других видах аккаунтов узнает лишь после регистрации.
За неделю после отмены базовых аккаунтов представители LiveJournal поняли, что такое обиженный генератор контента и трафика. Владельцы базовых аккаунтов и сочувствующие раздули жуткий скандал. Администрация успела извиниться за день до события, которое осталось в памяти блогеров как "Пятничный ЖЖ-бойкот", и пообещала что-нибудь придумать.
Постройте нам рекламную площадку
Затянувшийся тайм-аут закончился. Теперь руководство ЖЖ предложило всем желающим обсудить четыре рекламные схемы, связанные с возвращением базовых аккаунтов. Фактически администрация LiveJournal спрашивает у пользователей: "как на вас заработать?", клятвенно обещая, что в любом случае владельцы базовых журналов рекламы в своих дневниках и френдленте не увидят.
Первая схема очень проста — рекламу увидят незарегистрированные или незалогиненные посетители базовых журналов и сообществ. С точки зрения выручки — отличный вариант, так как число незалогиненных пользователей в несколько раз превышает число залогиненных.
Вторая схема - показывать рекламу залогиненным владельцам базовых аккаунтов, но только на сервисных страницах вроде редактирования журнала, меток или страницы отправки новой записи.
Третья и четвертая схемы очень похожи. Они предлагают показывать владельцам бесплатных журналов рекламу в других базовых журналах и сообществах, исключая те, что добавлены во френдленту. Только четвертый вариант предлагает не показывать рекламу в случае, если пользователи являются взаимными друзьями.
Надо ли говорить, что блогеры предлагают ограничиться первыми двумя вариантами, а третий и особенно четвертый им жутко не понравились. Следить за обсуждением, которое скорее всего затянется на месяц, не очень интересно. Лучше обратить внимание на другое.
Сама администрация пишет: "Нам требовалось найти ответы на очень сложные вопросы: как примирить идею зарабатывания денег, необходимых для поддержки и развития LiveJournal, с интересами пользователей сервиса, и как наилучшим образом интегрировать рекламу в существующую структуру аккаунтов".
Но ведь в первые годы своего существования Живой Журнал вовсе не зависел от рекламодателей, предпочитая то раздавать "плюшки" платным пользователям, то затруднять регистрацию бесплатных (в частности, при помощи механизма приглашений).
Чем дальше развивается ресурс, тем очевиднее его переход к рекламной модели. В настоящее время Живой Журнал действительно работает как бумажный журнал, размещая рекламу и набирая подписчиков. Правда, в отличие от настоящего журнала ему редакция практически не нужна.
Следующий логический шаг сервиса — бесплатная газета, состоящая из рекламных объявлений. Это было возможно, если бы удалась идея со спонсированными аккаунтами. Что-то помешало.
Это, впрочем, не единственный путь развития. Можно, например, показывать рекламу незарегистрированным посетителям на всех страницах ЖЖ, а остальным ее не показывать вовсе. Это немного похоже на изначальную схему Фицпатрика, где генераторы контента в массе своей не платили никому и ничего.
Но лучше всего, конечно, большая красная кнопка "без рекламы". Для всех. Даром. И пусть никто не уйдет обиженным.