Правительство Евросоюза наконец-то пошло навстречу стареющим музыкантам, рискующим остаться без средств к существованию. Европейская комиссия разработала поправки в законодательство, предусматривающие увеличение срока выплаты авторских отчислений (так называемых "роялти") исполнителям с 50 до 95 лет.
О необходимости пересмотра положений закона об авторском праве музыканты заговорили еще несколько лет назад. Одним из главных поборников этой идеи стал ветеран британской поп-сцены Клифф Ричард, прославившийся еще в конце 1950-х годов.
Пыл старичка легко объясним. Уже с этого года он лишается возможности получать отчисления за свой первый хит "Move It", записанный вместе с группой The Drifters в 1958 году. На следующий год придет черед его песни "Living Doll", а чуть позже и "Travellin' Light" и так далее, пока певцу, говоря словами О.Бендера, не придется искать утешение в пошлой поговорке: "Бедность не порок".
Согласно ныне действующему закону, авторы музыкального произведения (как, впрочем, и всех остальных) обладают правами на него в течение всей своей жизни; после их смерти наследники владеют творением еще 70 лет, а затем оно становится народным достоянием, то есть ничьим. Музыкальная композиция в законченном виде – продукт большего числа людей. Помимо авторов музыки и текста в создании песни принимают участие певцы, музыканты, звукорежиссеры, продюсеры и прочие. Закон позволяет всем им претендовать на финансовые отчисления за использование произведения, но только в течение 50 лет. Таким образом, даже Элвис Пресли, доживи он до наших дней, мог бы оказаться сейчас на грани финансового кризиса, ведь, как известно, король рок-н-ролла сам песни не писал.
К кампании в защиту прав музыкантов присоединились не только обреченные исполнители, но и маститые авторы, в том числе сэр Пол Маккартни, Робин Гибб из Bee Gees, Роджер Долтри из The Who и участники U2. На самом деле их положение ничуть не лучше, ведь абсолютному большинству артистов при заключении контракта со звукозаписывающим лейблом приходится передавать компании права на свои произведения и жить на те же самые роялти. Так что и Маккартни, ставший благодаря авторским отчислениям самым богатым музыкантом Великобритании, рискует в скором времени недосчитаться значительной доли своих гонораров: в год лондонской Олимпиады ему должны перестать платить за первый альбом The Beatles "Please Please Me" 1962 года.
Долгое время законодатели, особенно британские, старались не обращать внимание на брюзжащих музыкантов. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в июле 2008 года, когда председательство в ЕС перешло к Франции. Французский президент Николя Саркози, очевидно, решил изрядно встряхнуть брюссельских чиновников. Он не только вызвался спасти новую европейскую конституцию, известную как Лиссабонский договор, но и пообещал разрешить проблему "музыкальных пенсионеров", с одним из которых, Джонни Холидеем, он давно дружит.
Увеличение срока выплаты роялти до 95 лет гарантирует музыкантам авторские отчисления до самой смерти. По приблизительным подсчетам, ветераны смогут ежегодно получать за каждую песню от 150 до двух тысяч евро. Правда, для вступления поправок в силу, они должны быть одобрены правительствами всех стран-членов ЕС. Судя по мытарствам Лиссабонского договора, героям музыкального прошлого тоже придется нелегко.
При этом ничего революционного в увеличении срока выплат нет. Американские артисты с 1998 года имеют право получать роялти в течение 95 лет с момента создания произведения. Кстати, соответствующий законопроект был назван в честь конгрессмена Сонни Боно, скончавшегося незадолго до его принятия. Того самого, бывшего мужа Шер, спевшего с ней дуэтом в 1965 году "I Got You Babe".