24 июля 2008 года в прокат вышел второй полнометражный фильм, отпочковавшийся от некогда популярного, но уже подзабытого телесериала "Секретные материалы" - "Хочу верить". Со времен первой полнометражки прошло десять лет, со времени окончания сериала - шесть. С тех пор Джиллиан Андерсон успела прочно забыть, каково быть агентом Скалли, а Дэвид Духовны нашел для себя новый экранный образ, сильно отличающийся от почти безупречного Малдера, - стареющий плейбой-неудачник в комедийном сериале "Californication".
Поклонники "X-Files", продержавшиеся до последней серии последнего, девятого сезона сериала, не переставали надеяться, что Крис Картер, придумавший этот в свое время феноменально успешный телепроект, в скором времени сделает продолжение. Была даже назначена дата выхода второй полнометражки: ноябрь 2001 года. Но Картер увяз в тяжбе с киностудией, и разбирательство затянулось на годы. Когда, в конце концов, все помирились, то выяснилось, что над Голливудом повисла угроза зимней забастовки 2007-2008 годов. И Картер вместе со своим верным сценаристом Фрэнком Спотницем согласились на крайне жесткие условия: бюджет не больше 30 миллионов долларов, детский рейтинг PG-13 и чистовик сценария должен быть готов к началу осени 2007 года.
В 1998-м, когда к выходу готовился первый полнометражный фильм ("X-Files: Fight the Future"), все было по-другому. Производственный бюджет составлял 60 миллионов, на рекламу студия Fox выделила от 20 до 60 миллионов. При этом прокат фильма должен был уложиться между пятым и шестым сезонами. "Fight the Future" получился средним по качеству фильмом, но дорогим сердцу фанатов: он собрал хорошую кассу за пределами США - 190 миллионов долларов, и умеренную дома - 84 миллиона.
Содержание второго фильма держалось в секрете, главным образом, из рекламных соображений: создатели сознательно ставили на фанатов сериала, на которых одно только слово "тайна" действует исключительно гальванизирующе. Учитывая бюджет картины, было ясно, что ни на какие серьезные спецэффекты, которые были в первом фильме, рассчитывать не стоит. Стало быть, не будет инопланетян.
Впрочем, "Секретные материалы" люди любили не за зеленых человечков разной степени омерзительности. Главная пружина фильма заключалась, смешно сказать, в диалектическом противоречии - между интуитивными решениями Малдера и позитивистским, научным походом Скалли. На этой благодатной почве произросла интрига: любят ли друг друга герои, демонстративно называющие друг друга не по именам, а по фамилиям. Когда сериал стал клониться к закату (а три его последних сезона были откровенно слабы, за исключением разве что двойного финала), романтическая загадка разрешилась, и многие сочли, что именно она испортила фильм.
У сериала "Секретные материалы" были две особенности: нехарактерный для начала 1990-х интерес к маргиналам (именно они и оказались его самыми преданными поклонниками) и усложняющаяся с каждым сезоном теория заговора. Если в начале Малдер "всего лишь" пытался разоблачить правительство, которое скрывает правду об инопланетянах, то в конце зритель узнал не только о тайном сотрудничестве земных правительств с пришельцами, но и о глубоко законспирированных подрывных группах в каждом из лагерей. Сюжетные линии, связанные с теорией заговора, оказались так запутаны, что Джиллиан Андерсон накануне премьеры "Хочу верить" призналась, что в какой-то момент сдалась и перестала пытаться разобраться в политической (или параноидальной) составляющей фильма.
К началу подготовки второго фильма Крису Картеру и Фрэнку Спотницу пришлось считаться не только с бюджетом, но и с тем, что картина будет уже необратимо вырвана из ее телевизионного контекста. Поэтому они отказались от сквозного сюжета, оставили в стороне правительственный заговор вместе с пришельцами, не стали связываться с модной террористической темой, признались в нежных чувствах к Малдеру со Скалли и сделали нормальный триллер, где из актуальных газетно-журнальных тем "засвечены" разве что священники-педофилы.
Вообще говоря, картина разрабатывает благодатную почву "чудовища недели": так поклонники сериала называли не связанные со сквозной сюжетной канвой эпизоды. Если взглянуть на рейтинг наиболее любимых фанатами серий, то выясняется, что именно "чудовища" пользовались наибольшим успехом. Режиссер и сценарист добавили в сюжет "Хочу верить" моральные вопросы: кому верить, зачем верить и почему верить. Как ни странно, эта хрупкая конструкция держит фильм. Подарков для фанатов, то есть отсылок к старым сюжетам, в картине со скромным хронометражем (104 минуты) разбросано очень много: надо полагать, в ближайшие дни википедийная статья о "Хочу верить" начнет пухнуть на глазах.
Весной 2008 года на одной из встреч с фанатами режиссер и сценарист отшучивались по поводу ожиданий от будущей картины. Романтиком оказался Спотниц: зрители, по его мнению, должны унести с сеанса надежду. Картер сказал, что мусор из-под сидений. Но на самом деле, главный оптимист и фантаст здесь все-таки Картер. Он лелеет надежду, что если "Хочу верить" оправдает себя в прокате, то студия Fox разрешит ему третью полнометражку. И это будет совсем другое кино: в нем Картер хотел бы развить сюжетные линии вокруг 12 декабря 2012 года, даты, на которую назначено вторжение инопланетян. Ближайшие недели покажут, выросло ли у "Секретных материалов" новое поколение упорных поклонников, готовых ждать и надеяться, что истина где-то рядом.