До августа трейдеры на всех мировых биржах твердили, что все их беды происходят от высоких цен на нефть. За последние несколько недель цены упали на 25 процентов, но оказалось, что и дешевая нефть не всем на руку. "Лента.Ру" решила разобраться, кто выиграл, а кто проиграл от перемен на рынке.
Немного статистики
В конце 2006 года нефть на мировых рынках стоила около 60 долларов за баррель, и это считалось очень много. В начале 2008 года стоимость барреля нефти впервые превысила отметку в 100 долларов, и это также считалось "рекордом рекордов". В июле 2008 года, когда нефть вплотную подобралась к 150 долларам, это уже никого не удивляло.
Гораздо удивительнее стало то, что трейдеры на рынке, руководствуясь своими сложными законами, начали в июле-августе снижать стоимость нефти. В глобальной экономике за это время не произошло никаких существенных перемен, однако игроки на бирже вдруг решили, что пора фиксировать прибыль и продавать нефтяные фьючерсы.
В итоге к концу августа – началу сентября цены на нефть сначала упали до 110 долларов, а в связи с затиханием урагана "Густав" и вовсе устремились к отметке в 100 долларов. И еще до того, как эта отметка была пройдена, многие начали бить тревогу.
Недовольные
Первыми, кто попал под удар снижения цен на нефть, стали, естественно, сами нефтяники. На рубеже августа и сентября акции американских ExxonMobil и conoccoPhilips, британской BP, а вместе с ними и российских "Газпрома" и "Лукойла", заметно снизились.
Меньше других в сложившейся ситуации должны были пострадать те компании, у которых есть большие запасы не только нефти, но и газа. Однако в июле 2008 года глава "Газпрома" Алексей Миллер объяснил связь между ценами на оба этих продукта. По его словам, если цены на нефть вырастут до 250 долларов за баррель, то газ для Европы будет стоить тысячу долларов за тысячу кубометров. Что будет, если стоимость нефти упадет, Миллер не уточнил. Тем не менее, очевидно, что если отметка в 100 долларов за баррель будет пройдена, "Газпрому" будет сложнее добиться сверхвыгодной цены на свой газ, поставляемый в Европу.
Не меньше нефтяных компаний чувствуют себя пострадавшими и крупные нефтедобывающие державы, входящие в ОПЕК. Многие из них так привыкли к сверхприбылям, что как только цены стали падать, они задумались о том, чтобы сократить квоты на добычу. Таким образом, на рынке может возникнуть дефицит нефти, и цены снова пойдут вверх. Впрочем, большинство членов ОПЕК пока считает снижение квот преждевременным, поэтому на ближайшем заседании организации будет принято решение оставить все, как есть.
Не в восторге от падения цен на нефть и профессиональные инвесторы, вкладывающиеся в сырьевой рынок. Многие из них не заметили кризиса, из-за чего в августе потеряли миллиарды долларов. Например, американская инвесткомпания Ospraie Management в начале сентября объявила о том, что закрывает свой хедж-фонд Ospraie Fund, специализирующийся на вложениях в сырье.
Дело в том, что неправильное управление фондом привело к падению стоимости его активов почти на 39 процентов с начала года, а с начала августа – 27 процентов. Учитывая, что под управлением фонда в августе находилось 2,8 миллиарда долларов, общая сумма ущерба оказалась весьма внушительной.
Недовольны понижением цен на нефть оказались и некоторые СМИ, которые считают, что стоимость углеводородов… должна упасть еще больше. Они напоминают, что всего пару лет назад представить себе цифру в 100 долларов за баррель было совершенно невозможно. Из-за инфляции, которая была вызвана в первую очередь именно подорожанием сырья, потребители предпочитают экономить средства, а не вкладывать их в покупку каких-либо роскошных или просто не самых нужных вещей, пишет Reuters. Из-за этого на рост прибыли не следует надеяться ни сетям супермаркетов, но производителям автомобилей, которые и без того переживают не лучшие времена.
Довольные
И все же для большинства людей снижение цен на нефть оказалось хорошей новостью. Прежде всего, падение стоимости сырья означает, что опустятся цены и на бензин, а значит, и на транспортировку товаров, а значит – и на их конечную стоимость.
Кроме того, странам, не имеющим собственных ресурсов, жить при нынешних ценах стало чуточку легче, а думать о том, как залатать дыры в бюджетах их руководству придется чуть меньше.
Однако едва ли не больше всех в этой ситуации радуются сотрудники и акционеры авиакомпаний. В структуре расходов авиаперевозчиков траты на керосин занимают едва ли не главное место. Неудивительно поэтому, что стоимость акций авиакомпаний на бирже напрямую зависит от цен на нефть. Например, 2 сентября, в день, когда стало понятно, что "Густав" не нанесет значительного ущерба США, сразу четыре американских авиакомпании выбились в лидеры роста на американских биржах. И Northwest Airlines, и Delta Air Lines, и UAL, и Continental Airlines – все они подорожали более чем на десять процентов.
Дальнейшее движение цен на рынке нефти будет во многом зависеть от настроения инвесторов на бирже. Если им покажется, что мировой финансовый кризис позади, и глобальная экономика вновь будет расти стабильными темпами, они в ожидании роста потребности в нефти в ближайшее время поспешать повысить цены. Это, в свою очередь, может вызывать очередную волну инфляции и отрицательно скажется на экономическом росте. И цены вновь упадут. И так до бесконечности.