Марко Мюллер, директор Венецианского кинофестиваля, как известно, любит российское кино. Любят его и отборщики "Мостры". Наилучшим образом это всеобщее чувство сыграло в 2003 году, когда Андрей Звягинцев получил и "Золотого льва", и специальный приз "Лев будущего" за выдающийся дебют с парадоксальным для премии названием "Возвращение". В 2006-м "Малого золотого льва" увез домой Иван Вырыпаев (за "Эйфорию"), а в 2007-м Никита Михалков был отмечен "Специальным львом" за "12" и за долгую и счастливую жизнь в кино вообще. В 2008 году благоволение звезд, планет и жюри во главе с Вимом Вендерсом подарило проекту Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат" двойную победу: режиссерского "Серебряного льва" и приз "Osella" за лучшую операторскую работу. Его поделили Максим Дроздов и Алишер Хамиходжаев.
"Бумажный солдат", название которого взято из известной песни Булата Окуджавы, - кино про время, когда космос уже перестал быть предчувствием, а голова шла кругом от звездного неба над ней. Для Германа-младшего, родившегося в 1976 году, это еще и фильм про молодость его родителей, большие надежды и крушение иллюзий, про вечную важность чеховских врачей, силу любви и странность мира. Взяв на главную роль Мераба Нинидзе, замечательного грузинского актера, памятного по "Покаянию" Тенгиза Абуладзе и "Лунному папе" Бахтияра Худойназарова, режиссер неожиданно угадал новое положение вещей, когда русские и грузины по-настоящему испугались культурного расставания, но еще не знают, что с этим делать и как с этим жить. Очень может быть, что жюри Венецианского фестиваля, награждая Алексея Германа-младшего, оценило, в первую очередь, именно усилие еще очень молодого человека объять недавнее прошлое, время отцов, причем сделать это поэтически. Время дедов и прадедов режиссер уже осмыслил в "Гарпастуме", но чем больше дистанция, тем проще это сделать, и потому "Бумажный солдат" интереснее. Ведь трудно представить себе режиссера, скажем, родившегося в 80-х и сделавшего кино про 70-е, не правда ли? А человек из 70-х уже смог найти инструменты и эмоции, чтобы обернуться на 60-е с любовью.
Главный триумфатор Венецианского фестиваля этого года - Даррен Аронофски, определенно один из самых странных американских режиссеров нового поколения (кстати, он всего на семь лет старше Алексея Германа-младшего). Он работает циклами, снимая то чуть не гиперреалистическое кино вроде "Реквиема по мечте", то разноплановую фантастику - "Пи" или "Фонтан", причем последний только ленивого не взбесил своими штампами и доморощенной философией. "Борец" с Микки Рурком в главной роли, за которого Аронофски и получил 6 сентября 2008 года "Золотого льва", относится к первой категории. Стареющий борец, которого пугают близким инфарктом, пытается начать "мирную", без поединков жизнь. Эта богатая спортивно-социальная тема уже хожена-перехожена (даже как-то неудобно вспоминать "Рокки" в этой связи), но выбор Рурка на главную роль превращает кино Аронофски в что-то совсем другое. Во-первых, Рурк - хороший актер, во-вторых, он, как говорится, человек трудной судьбы, так что фильм получается не то чтобы биографическим, но где-то рядом. Большая заслуга Аронофски, известного знатока и любителя нетривиальной фактуры, состоит в том, что шрамы, морщины, гримасы своего героя он делает не притягательными, нет, но заслуживающими "нутряного" уважения: зрителя подкупают не седины, а то, что они не умаляют характера героя - и характера самого Рурка. Больше того, ни Рурк, ни Аронофски не требуют полюбить их "черненькими": никого не надо просить, все само получается.
Несмотря на огромную симпатию к Микки Рурку со стороны зрителей и критиков он все же остался без актерской награды (на церемонии закрытия фестиваля он напоминал Джокера Хита Леджера, по ошибке смывшего грим). Кубок Вольпи получил итальянский актер Сильвио Орландо, которого наш зритель может помнить, например, по "Комнате сына" Нанни Моретти. В Венеции Орландо наградили за роль в картине режиссера Пупо Авати "Il papa di Giovanna" ("Отец Джованны"). Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила прекрасная французская актриса Доминик Блан ("Индокитай", "Полное затмение"). Она отмечена за роль в картине Пьера Тривидика "Другая". Есть какая-то именно венецианская элегантность в том, что главные призы фестиваля достались тем, кому еще нет сорока, а актерские награды ушли к мастерам, которым уже перевалило за пятьдесят.
Две специальные награды 65-й "Мостры" достались режиссеру Хайле Герима за картину "Теза", фильм о возвращении молодого врача домой, в Эфиопию, где он находит войну, страх и голод. Герима, полжизни проведший в США, уже получал премии на Берлинском фестивале и в Локарно, но в Венеции его наградили впервые.