Формалиновый бык дает уроки коммерции Затраты Дэмиена Херста на содержание артели окупились сполна

43-летний Дэмиен Херст, один из самых дорогих ныне живущих художников, за два сентябрьских дня продал 218 своих работ на сумму примерно в 200 миллионов долларов. Обозреватель британской газеты The Guardian не без сарказма отметил, что старые мастера, представленные в Национальной галерее, вместе не заработали столько за всю жизнь. Однако и Херст не работает в одиночку: на него трудятся несколько десятков человек. Он генерирует идеи и придумывает технические решения, а мелочи, вроде раскрашивания бронзовых таблеток, печати тиражных листов и фаршировки платинового черепа тысячами бриллиантов, доверяет помощникам.

Херст продавал свои работы в обход галеристов (Gagosian Gallery, Нью-Йорк, и White Cube Gallery, Лондон) через Sotheby's. Аукционный дом сделал все возможное, чтобы заполучить максимально широкую аудиторию, и преуспел в этом. Выставку Херста в штаб-квартире Sotheby's на Нью-Бонд-Стрит посмотрела 21 тысяча человек. Избранные лоты отправлялись в турне в Индию и в США. Задействованы были видеосервис Youtube, личные связи и чуть ли не вся британская пресса. Обычно скрывающийся от газетчиков Херст раздавал интервью направо и налево, намекая на грядущую переоценку ценностей и начало нового творческого этапа: мол, торопитесь, скоро поток работ иссякнет.

Предварительные оценки персонального аукциона не превышали 170-180 миллионов долларов. На фоне разразившегося финансового кризиса эти оптимистичные цифры выглядели утопическими, но нет: бабочки, кружочки и животные в формалине имеют власть над коллекционерами. И власть эта оказалась посильнее биржевой паники, ведь у Херста, в некотором роде, все честно: в каждую баснословно дорогую работу вложено что-нибудь тоже по-настоящему дорогое: натуральные бриллианты, воткнутые в не менее натуральную платину, диск из чистого золота, воткнутый между позолоченных рогов стоящего на золотых копытах быка. Дорого стоят ручной труд, затраченный на раскрашивание десятков тысяч пилюль, перевозка и хранение аквариумов с законсервированными в формалине животными.

Дэмиен Херст. Фото AFP

Дэмиен Херст. Фото AFP

Lenta.ru

Если обратиться к деталям аукциона, то станет несколько понятнее, как выглядит спрос на Херста. Активность в зале начиналась тогда, когда выставлялись лоты не дороже полумиллиона фунтов (900 тысяч долларов), выше этой суммы торги велись по телефону. Безусловно востребованы были серийные работы с бабочками, цветными кружками и спиралями (проверенный, узнаваемый, но нейтральный бренд), а вот мертвых животных берут только по-настоящему отважные покупатели, а таких бывает не много.

Кто-то (имена покупателей самых дорогих лотов неизвестны), приобрел тигровую акулу в аквариуме (объект назывался "Царство) за 9,6 миллиона фунтов (17,3 миллиона долларов). Не так давно нью-йоркский коллекционер Стивен Коэн купил другую херстовскую акулу за 12 миллионов долларов, и эта цифра казалось невероятной. Уже не кажется. Впрочем, ожидавшийся рекорд рекордов не был поставлен: работа "Красота навсегда в моих мыслях" (бычок с золотым диском) ушла с молотка за 10,3 миллиона фунтов (18,5 миллиона долларов) при оценке в 13 миллионов фунтов (23,4 миллиона долларов). Объект "Невероятное путешествие" (зебра в аквариуме с формалином) был продан за 1,1 миллиона фунтов (2 миллиона долларов), что оказалось вдвое ниже консервативной оценки лота.

Если бы "Красота навсегда в моих мыслях" оправдала ожидания, то Херст перехватил бы титул второго по дороговизне из ныне живущих художников у Джеффа Кунса (речь идет об аукционных продажах; закрытые сделки, например, продажа бриллиантового черепа, в этом случае - не в счет). Но этого не произошло: рекорд проданного в июне за 12,9 миллиона фунтов "Цветка" американца Кунса остался непобитым. Недосягаемым пока остается Люсьен Фрейд с суммой в 17,2 миллиона фунтов, уплаченных за портрет спящей соцработницы.

Одна из акул Херста. Архивное фото AFP

Одна из акул Херста. Архивное фото AFP

Lenta.ru

Гигантские аптечки Херста выглядят не так страшно, как консервированные рыбы и млекопитающие, поэтому "Осколки рая", шкафчик, внутри которого разложены искусственные алмазы вперемешку с ненастоящими таблетками, некто купил за 5,2 миллиона фунтов (9,4 миллиона долларов). Но для фармацевтических игрушек Херста это не предел: шкафчик "Весенняя колыбельная" летом 2007 года купили за 9,7 миллиона фунтов стерлингов (19,3 миллиона долларов).

Экономически проекты Херста оказались оправданы. Он может теперь спокойно почивать на лаврах: конкурентов его машине по производству предметов, парадоксально бессмысленных и привлекательных для миллионеров, нет и не предвидится. Интересно, что он придумает в самопровозглашенной новой жизни.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше