Крупные российские банки "КИТ Финанс" и Связь-банк пострадали от кризиса ликвидности едва ли не больше всех финансовых организаций в стране. 8-9 октября стало известно, что они полностью обесценились: почти половина "КИТ Финанса" досталась госмонополии РЖД за 100 рублей, а Внешэкономбанк заплатил за 98 процентов Связь-банка меньше пяти тысяч рублей.
Эти суммы можно считать абсолютным антирекордом для российского рынка, особенно если учитывать, что по объему чистых активов оба банка занимают место в третьей десятке крупнейших финансовых организаций России. С продажей "КИТ Финанса" и Связь-банка может сравниться только сделка по "Евросети". Евгений Чичваркин, бывший совладелец крупнейшей сети по продаже мобильных телефонов в стране, сразу после продажи своего бизнеса в сентябре 2008 года заявлял, что отдал его за три копейки. Впрочем, по данным российским СМИ, сумма сделки все же составила от 200 до 400 миллионов долларов без учета долгов "Евросети".
Новым инвесторам "КИТ Финанса" в общей сложности придется заплатить гораздо больше, чем сто и пять тысяч рублей, ведь они взяли на себя обязательства по выводу финансовых организаций из кризиса.
Тем не менее, объявленные суммы сделок оказались символом для состояния всей российской банковской системы. Еще 22 сентября группа "Онэксим" Михаила Прохорова заплатила за половину другого крупного банка – "Ренессанс Капитала" – 500 миллионов долларов. Для сравнения, в 2007 году ВТБ хотел приобрести этот актив за четыре миллиарда долларов. Однако заплаченные Михаилом Прохоровым 500 миллионов выглядят огромной суммой в сравнении с одной сотней и пятью тысячами рублей.
Плохой баланс
8 октября глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев рассказал, из чего сложилась столь низкая цена на Связь-банк. По его словам, причиной кризиса в финансовой организации стало увлечение сделками РЕПО (то есть сделок с обязательной обратной продажей) на падающем фондовом рынке, а также сочетанием коротких пассивов с длинными активами. Иными словами, Связь-банк выдал много кредитов, основные выплаты по которым придутся на следующие месяцы и года. В то же время организации понадобились средства для текущей деятельности, занять которые на межбанковском рынке, видимо, не удалось.
Кроме того, Дмитриев назвал 20-25 процентов всех долгов Связь-банка "проблемными". Учитывая, что общий кредитный портфель финансовой организации составляет около 90 миллиардов рублей, получается, что у нее могут возникнуть сложности с возвращением более 20 миллиардов рублей.
На 5000 рублей, за которые были приобретены 98 процентов акций Связь-банка, в Москве можно купить MP3-плеер, пять раз заправить полный бак бензина АИ-95, приобрести четыре акции "Лукойла" на ММВБ или самый простой книжный шкаф в IKEA.
В своем заявлении Дмитриев подчеркнул, что в бедах Связь-банка виновато не только и не столько новое руководство банка, пришедшее в него в начале 2008 года. Меньше года назад Связь-банк возглавила Алла Алешкина, бывший первый зампред в Сбербанке.
По данным ВЭБа, кроме пяти тысяч рублей, заплаченных за Связь-банк, кредитной организации выделено уже 59 миллиардов рублей. Эти средства пошли исключительно на исполнение текущих обязательств банка. Сколько еще необходимо вложить в Связь-банк, чтобы он начал нормально функционировать, неизвестно. Непонятно также и какая участь его постигнет – останется ли Связь-банк "дочкой" ВЭБа или будет потом передан стратегическому инвестору.
100 рублей с интригой
В отличие от ситуации со Связь-банком приобретение "КИТ Финанса" произошло не без интриги. Изначально планировалось, что владельцем актива станет Газпромбанк или управляющая компания "Лидер". Во всяком случае, именно Газпромбанк выдал "КИТ Финансу" кредит на 22,5 миллиарда рублей после того, как тот не смог расплатиться по своим обязательствам. Тогда же сообщалось о переговорах "Лидера" и "КИТ Финанса".
За 100 рублей, на которые РЖД приобрела почти половину "Кит-Финанса", можно пять раз прокатиться в московском метро, съесть четыре гамбургера в "Макдональдсе", выпить рюмку водки в недорогом московском ресторане, купить несколько пачек сигарет или книжку Дарьи Донцовой в мягкой обложке.
Почему эта сделка не состоялась, а инвестбанк был продан РЖД и "АЛРОСе", двум компаниям, довольно далеким от финансового рынка, неизвестно. По словам президента РЖД Владимира Якунина, опубликованным в газете "Коммерсант", предложение о приобретении "КИТ Финанса" поступило в РЖД меньше чем неделю назад. Для железнодорожной монополии оно оказалось особенно выгодным – средства пострадавшему банку будет выделять не РЖД, а государство.
Что госкомпании будут делать с "КИТ Финансом", также не очень понятно. У РЖД есть Транскредитбанк, у которого, по признанию Якунина, слабо развит инвестиционный сектор. Это означает, что, возможно, финансовые организации будут объединены, чтобы потом выделиться в отдельную от РЖД структуру.
Так или иначе, на спасение как Связь-банка, так и "КИТ Финанса", уйдет не один и не два месяца. По данным покупателей этих активов, стабилизироваться ситуация в оказавшихся на грани банкротства организациях должна в течение года-полутора. Ранее именно этот срок отводил зампред Центробанка России Алексей Улюкаев для победы над кризисом ликвидности в российской банковской системе в целом. Впрочем, кто кого победит - еще вопрос, особенно если распродажа кредитных организаций за бесценок в ближайшее время продолжится.