Когда компания Bethesda Softworks получила права на разработку Fallout 3, геймеры восприняли эту новость с опаской. В тот момент было непонятно, чего же ждать от этой игры. Разработчики, в свою очередь, обещали, что все будет сделано в лучшем виде, проект сохранит атмосферу первых частей сериала, и при этом не будет иметь ничего общего с прочими релизами компании Bethesda. На деле это оказалось не совсем так.
Нет смысла отрицать то, что Fallout 3 местами очень похожа на вышедшую в 2006 году The Elder Scrolls IV: Oblivion. Что неудивительно, ведь обе игры создавались на одном движке. Живописные тамриэльские леса сменились пустынными окрестностями Вашингтона, пережившего ядерную катастрофу, вернулась классическая система прокачки персонажа, появились отсылки к предыдущим частям Fallout, но в целом знакомые с Oblivion геймеры наверняка почувствуют себя комфортно и в новой игре.
Третья часть Fallout начинается с рождения главного героя. В прямом смысле слова. Геймеру предлагают выбрать пол своего персонажа и то, как он будет выглядеть, когда вырастет. Надо заметить, что создать более-менее привлекательного героя (или героиню) не составляет особого труда, что является несомненным плюсом. В Oblivion, напомним, любые подобные попытки заканчивались рождением страшненького зеленоватого гоблина, к человеку имеющего весьма отдаленное отношение.
За какие-то полчаса перед глазами игрока пролетает все детство главного героя. Оно, к слову, проходит в убежище Vault 101, которое помогло людям пережить ядерную войну. Казалось, еще несколько минут назад персонаж только учился ходить и листал веселую книжку с надписью S.P.E.C.I.A.L., и вот ему уже дарят на десятилетие устройство Pip-Boy 3000 - своеобразный мини-компьютер, без которого в мире Fallout попросту не выжить. Еще мгновение - и шестнадцатилетний герой уже сдает тест с забавным названием G.O.A.T. (Generalized Occupational Aptitude Test), определяющий наиболее подходящую для него профессию.
Переломный момент в судьбе героя наступает, когда ему исполняется девятнадцать. Его отец совершает побег из убежища (мать по сюжету умирает еще при родах) и ему не остается ничего кроме как отправиться на его поиски. Как выясняется, на поверхности не такой уж высокий уровень радиации. По крайней мере, выжившие чувствуют себя достаточно комфортно, насколько это возможно в постапокалиптическом мире. Собственно, в этот момент и начинается Fallout 3.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/fallout/video3', 640, 360, 'player1');<br />
Для тех, кто последнюю десятилетку провел в танке (как вариант - в убежище, опасаясь ядерного взрыва), напомним, что сериал Fallout - это, в первую очередь, RPG. То есть, герой может свободно путешествовать по виртуальному миру, общаться с другими персонажами, дружить или воевать с ними, выполнять различные задания, ну и, конечно, совершенствовать свои навыки по мере прохождения. Со всем этим у третьей части полный порядок.
Первая часть Fallout появилась в 1997 году. На разработку сиквела у разработчиков из Black Isle Studios ушло ровно 12 месяцев. Через некоторое время издательство Interplay, которому принадлежала студия, обанкротилось. Права на разработку Fallout 3 были переданы компании Bethesda Softworks. Через некоторое время Interplay возродилась и приступила к созданию многопользовательской онлайновой RPG во вселенной Fallout. Никаких подробностей об этом проекте пока нет.
Геймеры могут часами бродить по пустыне, периодически сталкиваясь с мутировавшими животными или одичавшими людьми. В случае возникновения конфликта никто не запрещает применять силу и пускать в ход оружие. Или просто отстреливать мирных жителей. Это повлияет на карму, но ведь никто и не говорит, что нужно быть святым.
В Fallout 3 можно использовать вид как от первого, так и от третьего лица. Первое предпочтительней хотя бы потому, что не приходится лицезреть слабенькую анимацию персонажа, доставшуюся в наследство от Oblivion. В любом случае, игрок может носиться по миру, устраивая перестрелки, как в обычных шутерах. О том, что Fallout - это все же RPG, напоминает система V.A.T.S. (Vault-Tec Assisted Targeting System), позволяющая вести прицельный огонь. Если активировать ее, то игра ставится на паузу, и геймер может спокойно рассмотреть своего врага, оценить его состояние и выбрать наиболее подходящую для выстрела точку.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/fallout/video2', 640, 360, 'player2');<br />
Кстати, оружия в игре предостаточно - от кастетов, ножей и бейсбольных бит до снайперских винтовок и гранатометов. Не все оно находится в идеальном состоянии, но это не проблема - при определенных условиях его можно отремонтировать. Экипировки в Fallout 3 тоже хватает, причем она, как и положено, отображается на модели главного героя.
Многофункциональное Устройство Pip-Boy 3000 может служить игроку картой, где отмечены ключевые точки. Помимо этого в нем хранится информация о текущих заданиях, данные о главном герое, сведения о доступном оружии и экипировке. Кроме того, оно также выполняет функции радиоприемника, что позволяет не заскучать во время продолжительных пробежек по пустыне.
Надо заметить, что игра достаточно жестока. Достаточно вспомнить, что метким выстрелом можно с легкостью снести своему противнику голову. Ну, или отстрелить какую-нибудь другую часть тела. Кроме того, в режиме V.A.T.S. весь этот беспредел специально смакуется виртуальным оператором, демонстрируя в замедленной съемке летящую конечность или просто брызги крови. Впрочем, убийство - это еще не конец. Геймеры могут заниматься расчленением трупов с последующим захоронением останков в какой-нибудь радиоактивной лужице.
Хотя никто не заставляет игрока кошмарить население и без того сильно потрепанного виртуального мирка. Можно быть очень добрым и общаться со всеми очень вежливо. Можно быть очень хитрым, мило болтать с встречающимися на пути людьми, а потом грабить их. Все зависит от желания и имеющихся навыков. Как и прежде, игрок сможет выбирать специализацию своего персонажа. Например, он может превратить героя в ловкого вора, специалиста по рукопашному бою или взрывчатке, умелого торговца, превосходного оратора и так далее. При достижении определенного уровня он также может выбирать дополнительные навыки (перки), которые существенно облегчают жизнь главному герою.
На самом деле сложно перечислить все, что есть в Fallout 3. За несколько часов можно сильно пошуметь в отдельно взятом бункере, вырезать банду пустынных гопников, закинуться целой горстью различных препаратов, покромсать пару-тройку скорпионов-мутантов, пережить ломку и вылечиться от наркотической зависимости, взорвать большое поселение при помощи ядерной боеголовки и скрыться в ночи.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/fallout/video5', 640, 360, 'player3');<br />
При всем этом у Fallout 3 есть один очень важный недостаток - она весьма непрезентабельна. Разработчики не пытаются лезть из кожи вон, чтобы удивить геймера впечатляющим сюжетным роликом; они никого не уговаривают играть. Пожалуй, сейчас такие проекты позволяет себе делать только Bethesda. Опытным геймерам, помнящим первые части сериала, Fallout 3 может понравиться с первых же минут. Тем, кто с наследием Black Isle Studios не знаком, придется сложнее.
А вот чего у новой игры не отнять - так это впечатляющей графики. С первых же минут поражает дальность прорисовки и детализация объектов. Возможно, миру не хватает интерактивности, но при этом не стоит забывать про масштабы виртуальной вселенной. Модели персонажей тоже хороши, хотя анимация в боях все же оставляет желать лучшего.
В Fallout 3 нужно играть долго, вдумчиво и, что самое главное, с правильным настроением. Сложно сказать, почему так происходит, но игра не производит того впечатления, которое производили первые части серии. Скорее всего, в этом нет вины разработчиков из Bethesda Softworks. Видимо, со временем у некоторых геймеров (и у автора в том числе) просто поменялось восприятие игр. Что, впрочем, не должно вводить в заблуждение: Fallout 3 - хорошая игра, с которой стоит познакомиться поближе.