Очередной военный самолет был вынужден на днях совершить аварийную посадку из-за стаи птиц, которая не пожелала уступить ему дорогу. Инцидент произошел на авиабазе ВВС США в американском городке Дувр, штат Делавер. Экипаж стратегического военно-транспортного самолета повышенной грузоподъемности C-5 Galaxy на этот раз отделался "легким испугом" - влетевшая в стаю машина получила повреждения двигателя, а затем была вынуждена вернуться на аэродром. Ремонт обойдется американским военным в 1 миллион долларов, хотя из живых существ в инциденте пострадали разве что его виновники...
На самом деле может показаться парадоксальным, что столкновение самолета с птицей способно привести к фатальным последствиям. И все же волей-неволей как летчикам, так и конструкторам приходится относиться к этому всерьез. Ведь на деле оказывается, что птица, как и знаменитый бутерброд, падающий на землю маслом вниз, непременно попадет именно в то место, где машина наиболее уязвима. А "облететь" стаю летчик точно не успеет, если даже и заметит опасность.
Впервые факт столкновения птицы с самолетом, закончившийся не совсем приятно для обеих сторон, был зафиксирован в Калифорнии в 1912 году. Чайка, попавшая в рулевое управление, погубила и машину, и пилота. После этого появился специальный термин "Bird Strike" или BASH (Bird Aircraft Strike Hazard), а спустя некоторое время и целая наука - авиационная орнитология, занявшаяся изучением подобных случаев и мер по их предупреждению.
А изучать было что. Ведь со временем скорости летательных аппаратов возросли многократно, а параллельно и последствия участившихся летных инцидентов с участием пернатых становились все более фатальными. Лобовое стекло истребителя, которое пробивали далеко не все пули, почему-то с легкостью разрушала попавшаяся навстречу "пернатая ракета". Известны даже случаи, когда в результате таких столкновений в фюзеляже и крыльях машин возникали сквозные отверстия.
Каждое такое попадание могло стать причиной гибели машины и экипажа. К примеру, если птица "влетала" в воздухозаборники двигателя, то нередко деформировались лопатки турбин, изготовленные из прочнейших титановых сплавов, а повреждения могли быть настолько значительными, что двигатель выходил из строя. Пробоина в фюзеляже под действием воздушного потока начинала расширяться, из-за чего ухудшались аэродинамические свойства летящей машины. Разбитое стекло кабины приводило к разгерметизации внутренних помещений, создававшей смертельную опасность для экипажа и пассажиров.
Пернатые, понятное дело, особой субординацией никогда не отличались, и с завидной периодичностью "таранили" как машины простых смертных, так и высокопоставленных лиц. Одним из недавних героев статистики авиационной орнитологии стал вице-президент США Дик Чейни, в самолет которого птица попала при заходе на посадку в аэропорту Чикаго. Но люди и техника в этом происшествии практически не пострадали, поскольку пилотам удалось благополучно посадить машину.
В июле 2006 года вынужденную посадку совершил Ту-134, на борту которого находился главком ВМФ России. Из-за попадания птицы в двигатель в момент разгона самолет загорелся. Пожар удалось локализовать только через полтора часа после удачной посадки.
Ну а в 2004 году, как писала газета "Комсомольская правда", одна-единственная птаха чуть было не загубила цвет российской "оборонки" заодно с журналистами кремлевского пула. Ил-62 вылетел из Дели в Бангалор, где должна была состояться встреча Владимира Путина с деловыми кругами России и Индии. Но через 20 минут в самолете что-то "грохнуло и затарахтело". Очевидцы утверждают, кто-то с ужасом прошептал: "баклан".
Неудивительно, что пассажиры этого самолета сразу поняли, какие последствия может иметь столкновение. Ведь на борту, помимо руководителя "Рособоронэкспорта", находились главы компаний "МиГ" и "Сухой". В итоге, когда пассажиры после удачного приземления вышли из салона, они с удивлением обнаружили, что попали вовсе не в Бангалор, а в Бомбей. По предварительной версии, во время взлета птица врезалась в обтекатель локатора и слегка вогнула его. Когда же самолет стал набирать высоту, обтекатель начал разрушаться. Именно поэтому направление полета пришлось изменить, а о подробностях встречи российского президента с бизнесменами страждущая общественность узнала только поверхностно.
Столкновения с птицами далеко не всегда заканчивались бескровно, а жертвами пернатых нередко становились и куда более защищенные военные самолеты. Так, например, в 1995 году в штате Арканзас после взлета потерпел крушение самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry ВВС США. Два двигателя вышли из строя, поскольку в них попали несколько канадских гусей, оказавшихся на пути машины. 24 человека, находившихся на борту, погибли. В 2005 году неизвестная птица так и вовсе попыталась "протаранить" космический корабль многоразового использования "Дискавери", взлетавший с космодрома. Но столь серьезный объект оказался пернатой "не по зубам".
Для защиты самолетов от птиц на сегодняшний день человечество изобрело множество способов, хотя справедливости ради стоит сказать: ни один из них не может гарантировать стопроцентной защиты от напасти. Существует даже специальная организация International Bird Strike Committee, занимающаяся этой проблемой. Ее специалисты разработали 9 стандартов, соблюдение которых может максимально обезопасить аэродром от попадания птицы на взлете и при посадке, поскольку именно в эти периоды машина наиболее уязвима.
Способы, с помощью которых пернатых обычно отваживают от аэродромов, хорошо известны. К примеру, техники устанавливают вдоль взлетных полос обычные пугала или стращают птиц звуковыми сигналами. Кроме этого, стараются уничтожать растения, семена которых привлекают стаи. И уж совсем интересен способ "вышибания клина клином". Некоторые авиационные орнитологи специально держат хищных птиц (например, соколов или ястребов), с помощью которых отгоняют перед полетами потенциально опасные стаи. Такую практику взяли на вооружение уже не только на Западе, но и в России.
Но, несмотря на все усилия, авиационная статистика по-прежнему изобилует происшествиями, косвенными виновниками которых становятся птицы. Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует более 5 тысяч таких случаев, а в ВВС США за последние 20 лет зафиксировали 62,5 тысячи инцидентов с участием пернатых. Как это ни парадоксально, современнейшие технологии, которые могут защитить машину от новейшего вооружения и средств ПВО, не в силах противостоять обычным птицам. Впрочем, нельзя не заметить интересную аналогию: пернатые чем-то напоминают смертников, пытающихся защитить от захватчиков с земли воздушное пространство, которое безраздельно принадлежало им на протяжении тысячелетий. И, наверное, живи маэстро Альфред Хичкок в наши дни, сюжет фильма "Птицы", который вышел на экраны почти полвека назад, мог бы получиться еще более эффектным...