Знаменитая фраза лунопроходца Нила Армстронга о "маленьком шаге для человека и огромном шаге для человечества" как нельзя лучше подходит для описания решения лос-анджелесской ассоциации кинокритиков. Впервые в истории этой влиятельной организации лучшим кинопроектом года был объявлен анимационный фильм. История романтичного робота-мусоросборщика, созданная художниками Pixar и представленная миру компанией Walt Disney, уложила на обе лопатки "Темного рыцаря" с самыми далеко идущими последствиями.
Сначала о вполне ожидаемом. В категории лучший режиссер года победу одержал Дэнни Бойл с фильмом "Миллионер из трущоб", сокрушивший все того же Кристофера Нолана и его Бэтмана. То, что критикам с Западного побережья США фильм Бойла придется по душе, было понятно сразу. Их коллеги из национального совета подали соответствующий пример всего несколько дней назад, и никакого "бунта на корабле" не прогнозировалось.
В главных актерских номинациях также все было вполне предсказуемо. Шон Пенн, некогда превратившийся усилиями Клинта Иствуда в одного из самых "наградоемких" актеров своего поколения, сыграл в фильме "Харви Милк" первого американского политика, публично признавшего свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Обойти вниманием образ такого человека, тем более погибшего от руки реакционера, уважающий себя критик сегодня не может. В Лос-Анджелесе, во всяком случае. И стремящийся к реваншу на ринге и в жизни рестлер, которого сыграл в конкурирующем фильме Микки Рурк, серьезным соперником быть не может.
В женской категории премии за главную роль удостоилась Салли Хоукинс, сыгравшая в фильме "По воле случая". Здесь вообще все просто. Тридцатилетняя одинокая учительница, живущая в Лондоне, посещающая уроки фламенко, помогающая сильно беременной сестре, бездомным и заводящая интрижку с социальным работником, курирующим одного из ее учеников - практически идеальная формула успеха по мнению критиков. Лос-анджелесских, по крайней мере. И даже история двух одиноких матерей, занимающихся контрабандой на границе с Канадой, под названием "Замерзшая река", в которой сыграла основная конкурентка Мелисса Лео, с этим ничего поделать не может.
Роли второго плана. У мужчин критики отметили Хита Леджера, и тут, собственно, никаких комментариев не требуется. У женщин прогнозируемую победу одержала Пенелопа Крус, пытающаяся в фильме "Вики, Кристина, Барселона" построить любовный треугольник из своего бывшего мужа, заезжей американки в виде Скарлет Йоханссон и себя, любимой, и не позволить муженьку построить квадрат. Что из этого получается, знает только Вуди Аллен. Критики также отметили работу Крус в "Элегии".
Из основного, пожалуй, все. Теперь о главном.
Несмотря на без малого миллиард долларов, повторный прокат и неуемное стремление претендовать на "Оскар" почти во всех категориях, "Темный рыцарь" остался ни с чем. И в Лос-Анджелесе, и на национальном уровне. Роль Хита Леджера тут совсем не в счет, так как она настолько больше самого фильма, что воспринимается совершенно отдельным элементом программы. Это дурной знак для Warner Bros. и ее оскаровских амбиций.
Что касается победы "ВАЛЛ-И", то иначе как революцией это назвать нельзя. Во-первых, после беспрецедентного решения лос-анджелесских критиков идея компании Disney добиться места в оскаровской номинации "лучший фильм года" выглядит уже не столь безумной. Большинство академиков тоже живет, или как минимум работает, на Западном побережье и не прислушаться к мнению соседей по киноиндустрии не сможет.
Во-вторых, если представить совсем невероятное - золотую статуэтку в манипуляторе робота-мусоросборщика, то это может самым решительным образом сместить вектор всего кинопроизводства в сторону анимации. Процесс этот и так уже начался, но консервативное мышление в этой области - штука столь же могучая, как ракета-носитель, забросившая упоминавшегося выше Нила Армстронга на Луну. Маленький шаг романтичного ВАЛЛ-И имеет все шансы стать тем самым огромным шагом для всей киноиндустрии. Представляющая этот анимационный шедевр компания Walt Disney уже однажды изменила этот мир, теперь у нее есть еще один шанс.