Московское правительство, похоже, оставило в покое торговые палатки, которые грозилось почти полностью убрать с улиц. 11 января, в первый рабочий день 2009 года, мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, предусматривающее размещение ларьков в городе в соответствии с планом, утвержденным на 2008 год. Таким образом, число небольших торговых точек в столице не уменьшится.
Столичные власти намерены поддержать малый бизнес в условиях продолжающегося финансового кризиса. Кроме того, мэрия не намерена допускать снижения объемов услуг, предоставляемых москвичам на потребительском рынке.
Впрочем, некоторую лазейку для себя чиновники все-таки оставили. Как сообщил агентству "Интерфакс" источник в правительстве Москвы, корректировки, связанные с размещением киосков, "будут проводиться только с учетом изменения градостроительной ситуации на тех или иных территориях".
Дело давнее
Борьба с уличной торговлей в Москве началась несколько лет назад. По мнению властей, многочисленные ларьки уродовали вид города и мешали повышению привлекательности столицы для туристов. А через оптовые рынки проходило огромное количество хотя и недорогих, но низкокачественных продуктов. С 1998 по 2002 годы в Москве было закрыто 54 оптовых рынка, а на месте еще 25 - построены современные торговые центры.
Вслед за рынками Москва взялась за ларьки. В середине 2006 года городское правительство решило постепенно их ликвидировать. Тогда же руководитель департамента потребительского рынка Владимир Малышков сообщил, что программа ликвидации торговых палаток уже разработана и в течение трех лет столица полностью от них избавится. "Выжить" должны были только палатки, торгующие газетами, мороженым, цветами, и справочные киоски.
В 2007 году "палаточная война" продолжилась. В том году, по данным мэрии, в столице насчитывалось более 20 тысяч стационарных и передвижных киосков. Планировалось, что к 2010 году их число должно быть сокращено на 20 процентов, так как большая часть реализуемых там товаров не соответствует стандартам качества. Например, многим москвичам, наверное, запомнилось высказывание главного санитарного врача столицы Николая Филатова, который ополчился на уличный фаст-фуд. Он отметил, что в 70 процентах образцов салатного наполнителя для шаурмы обнаружена кишечная палочка, и заявил: "Попросту говоря, люди кушают фекалии".
Однако на защиту лоточников вдруг встали не только москвичи, которые привыкли покупать продукты, алкоголь, сигареты, цветы, и прочие мелочи в палатках, но и американская газета The Washington Post. Издание опубликовало статью, где критиковало Юрия Лужкова за угрозу малому бизнесу и стремление превратить Москву в город дорогих бутиков, где товары доступны отнюдь не всем.
Тем не менее, в начале 2008 года власти усложнили схему открытия палаток. Так, в соответствии с законопроектом "Об основах регулирования торговой деятельности" предполагалось, что предприниматели должны будут получать специальное разрешение в надзорных органах, а само право на размещение киоска - покупать на открытом аукционе. При этом для участия в аукционе предприниматель должен был располагать задатком в 20 процентов от начальной цены. Последняя устанавливалась, исходя из стоимости площади под размещение киоска на срок от года до 5 лет.
Расцвет стихийной рыночной и палаточной торговли в Москве пришелся на 1990-е годы. Первый торговый центр в столице был открыт в 1997 году. Им стал "Рамстор" на Ярцевской улице, куда приезжали за покупками со всего города.
Кроме того, в октябре прошлого года правительство утвердило новые правила пожарной безопасности в Москве. Среди прочего, планировалось запретить размещение палаток и ларьков ближе 10 метров от станций метро и 15 метров от объектов культурного наследия.
Казалось бы, еще чуть-чуть, и москвичам придется стоять в очередях в кассы торговых центров, чтобы купить пачку сигарет или банку прохладительного напитка. Однако грянул кризис, и власти направили свои усилия на поддержку малых предпринимателей. В конце ноября мэрия отказалась от сокращения уличных точек розничной торговли и быстрого питания в 2009 году, и соответствующее поручение Лужкова было направлено в адрес столичных управ.
Так что о "шаурме с кишечной палочкой", сигаретах, пиве, жвачке и цветах москвичам не придется беспокоиться еще долго.