Лондонская компания ArtTactic Ltd., занимающаяся анализом рынка произведений искусства, опубликовала свой ежегодный рейтинг "голубых фишек" и самых перспективных художников предстоящего десятилетия, по крайней мере половина которого пройдет под знаком кризиса. По мнению представительной группы экспертов, потребуется не менее пяти лет, чтобы арт-рынок вернулся в состояние, близкое к тому, что мы наблюдали в 2006-2008 годах.
В "голубые фишки" арт-рынка попали очевидные лидеры: Виллем де Кунинг, Александр Колдер, Марк Ротко, Фрэнсис Бэкон, Ив Кляйн и Пьеро Манцони, чьи имена сами по себе много значат для коллекционеров, а работы стоят миллионы и десятки миллионов долларов. Лидером "голубых фишек" оказался, кстати, не Энди Уорхол, а Дэн Флавин (1933-1996), чьи минималистские световые объекты, судя по отчету ArtTactic, будут стремительно дорожать. Такое же будущее уготовано владельцам работ концептуального скульптора и художника Сола Ле Витта (1928-2007), классиков поп-арта Тома Вессельмана (1931-2004) и Джорджа Сигала (1924-2000). В этой же когорте оказались и живые, но немолодые классики современного искусства - Люсьен Фрейд (род. в 1922), Эллсворт Келли (1923), Роберт Индиана и Сай Туомбли (оба 1928 года), Клас Ольденбург (1929). Самым молодым в этой когорте оказался, похоже, Ансельм Кифер (1945). Отметим, что в рейтинге отсутствует Джексон Поллок, зато есть его жена Ли Краснер. Возможно, это связано с тем, что со времени смерти Поллока прошло более полувека. Таким образом, особой устойчивостью на рынке пользовались и пользуются скульпторы-концептуалисты, абстрактные экспрессионисты и основоположники поп-арта, что, в общем, соответствует наблюдениям последних лет.
Гораздо менее предсказуемым оказался рейтинг художников и скульпторов, чья репутация окончательно сложится в ближайшие годы. В анкете ArtTactic вопрос экспертам задавался прямой: "Насколько важным будет считаться этот художник через десять лет?". Предлагалось три варианта ответа: "очень важен", "умеренно важен", "незначительно важен". Нижние позиции в этом списке заняли вполне себе актуальные звезды, например, недавно с помпой представленные Москве братья Чепмены, Сесили Браун и Дэвид Салле, которыми занимаются такие матерые галеристы, как Ларри Гагосян и Чарльз Саатчи, или немец Франц Аккерман, чьи работы уже включены в собрание Нью-йоркского музея современного искусства MoMa.
В отчете ArtTactic не объясняется, почему Ансельм Кифер уже значится в "голубых фишках", а его старший соотечественник Герхард Рихтер (1932 года рождения) все еще пребывает в перечне перспективных художников, хотя последнего и продают, и коллекционируют никак не меньше, чем Кифера. Как бы то ни было, но в ближайшие 10 лет вкладываться в Рихтера, по мнению агентства, можно и нужно: 91 процент составителей рейтинга считают, что он будет очень важен в 2019 году.
Второе место в рейтинге занимает Джефф Кунс, чей дорогостоящий и высокотехнологичный китч украшает несколько крупнейших собраний мира. Его японский не то эпигон, не то антагонист Такаши Мураками в списке наиболее перспективных художников значится на десятой позиции.
Самым неожиданным, на наш взгляд, персонажем первой десятки ArtTactic оказалась фотограф Синди Шерман, автор нашумевших серий "Untitled Film Stills", "Centerfolds/Horizontals", "History Portraits/Old Masters", "Sex Pictures" и "Hollywood/Hampton Type". Эта еще незабронзовевшая дама занимает третье место, опережая Андреаса Гурски (восьмое место), чье имя куда чаще появляется в околохудожественной прессе. Остальные участники верхушки рейтинга вопросов не вызывают: это скульптор Роберт Гобер, главный видеохудожник Билл Виола, художник и фотограф Ричард Принс, жизнерадостный концептуалист Джон Бальдессари, итальянский самоучка Маурицио Каттелан, автор издевательских инсталляций, таких как "Папа Римский, зашибленный метеоритом" или "Баллада о Троцком".
Весьма интересная картина сложилась в середине рейтинга, где соседствуют такие разные художники, как немец Нео Раух, американец Мэтью Барни, датчанин Олафур Элиассон и бельгиец Люк Тюйманс. Все они будут, по прогнозам ArtTactic, расти в популярности и цене. Одновременно выяснилось, что далеко не так оптимистично эксперты смотрят на Дэмиена Херста, Питера Дойга и Марлен Дюма. Несмотря на успех последних лет, эти художники могут оказаться жертвами преходящей моды.
Кризис на арт-рынке еще далек от завершения, но доклад ArtTactic может вселить оптимизм в тех коллекционеров, которые вложились в современное искусство в последние годы. Теперь у них появилась долгосрочная перспектива.