Очередной эпизод сериала под названием "Сомалийские пираты против всего мира" благополучно завершился. 3 февраля владелец украинского сухогруза "Фаина" после четырех месяцев переговоров наконец заплатил за моряков выкуп, который составил рекордные 3,2 миллиона долларов. Через два дня после этого стало известно, что судно покинул последний пират. Теперь освобожденным морякам предстоит проделать путь до Кении, откуда они отправятся на родину.
Выкуп пиратам, как и в случае с супертанкером "Сириус Стар", сбросили с самолета. Однако в отличие от бандитов, захвативших саудовское судно, пираты с "Фаины" оказались более организованными и не стали на глазах у экипажа делить добычу, сбрасывая друг друга за борт.
По данным издания "Морской бюллетень - Совфрахт", пересчитав деньги, пираты начали покидать судно небольшими группами. При этом оставшиеся на борту пираты не покидали судно до тех пор, пока достигнувшие берега не сообщали, что с ними все в порядке. Таким образом бандиты обезопасили себя от возможного нападения боевиков многочисленных местных группировок, а также корабля ВМС США, дежурившего неподалеку.
Для пиратов все прошло благополучно - днем 5 февраля от "Фаины" отчалила лодка с последними из них. После этого экипаж "Фаины" впервые за 133 дня, прошедших с момента захвата, наконец вздохнул свободно. Мало кто хотел бы оказаться на их месте - все это время над моряками висела вполне реальная угроза быть взорванными или расстрелянными. Кроме того, на "Фаине" регулярно кончалась еда и вода, что только озлобляло пиратов. Оптимизма не добавлял и торг, который судовладелец вел с момента захвата судна. В итоге ему все-таки удалось сбить цену с первоначальных 35 миллионов долларов до 3,2 миллиона.
С уходом последнего пирата судно начало готовиться к отплытию. Как ожидается, в сопровождении американского военного корабля оно дойдет до кенийского порта Момбаса, где "Фаина" должна была причалить еще осенью 2008 года. После этого моряками должны заняться уже посольства их родных стран - Украины, России и Латвии.
В МИД РФ сразу же выразили надежду на то, что российские моряки в ближайшее время воссоединятся со своими семьями. Замглавы департамента информации и печати министерства Игорь Лякин-Фролов заявил "Интерфаксу", что в рамках своей компетенции МИД предпринял все необходимые шаги для оказания содействия освобождению экипажа.
Пираты захватили сухогруз "Фаина" 25 сентября 2008 года в нейтральных водах Индийского океана недалеко от Кении. Судно, принадлежащее одесской компании "Томекс", следовало под флагом Белиза в Кению. На борту находился 21 член экипажа: 17 граждан Украины, трое граждан России и один гражданин Латвии. Вскоре после захвата от сердечного приступа скончался капитан судна - гражданин России Владимир Колобков.
А вот Украина, которой собственно "Фаина" и принадлежала, опять оказалась в своем репертуаре.
Сначала президент Виктор Ющенко заранее поздравил с освобождением моряков и их семьи, хотя в тот момент на "Фаине" еще оставались пираты. По его словам, судно было освобождено "в результате проведения очень сложной и многоходовой операции, осуществленной разведывательными органами Украины во взаимодействии с иностранными партнерскими спецслужбами". Кроме того, из заявления Ющенко выяснилось, что, оказывается, президент Украины держал под постоянным контролем процесс освобождения экипажа.
Однако в МИДе Украины остудили пыл своего президента, заявив, что до тех пор, пока судно не покинет последний пират, оно не может считаться освобожденным. Кроме того, источник "Интерфакса" в министерстве отметил, что даже если появится информация о том, что пиратов на "Фаине" больше нет, сперва должен пройти осмотр судна. А еще раньше родители моряков с "Фаины" обещали подать в суд на украинские власти за бездействие в освобождении заложников, причем иск должен был быть подан как против Ющенко, так и против МИДа страны.
Между тем за всеми этими заявлениями как-то позабылась судьба груза, который перевозило судно. Если пираты не забрали с собой (скорее всего, конечно, не забрали) 33 танка Т-72, гранатометы, зенитные установки и боеприпасы, которые находились на борту, то значит, до покупателя они все-таки дойдут. Тем более, что направится судно после освобождения как раз в Кению, куда Украина и собиралась продать свое не самое свежее оружие. Ранее, правда, звучали предположения, что на самом деле украинские танки и зенитки предназначались для повстанцев Судана, где идет многолетняя гражданская война. Так ли это на самом деле, выяснить непросто, и споры о конечном покупателе скорее всего будут идти еще долго.
Так или иначе, пиратская история, за которой следил весь мир, наконец закончилась. Захват "Фаины" осложнялся тем, что на нем было большое количество оружия, а поведение сомалийских пиратов абсолютно непредсказуемо. Терять им нечего - в стране царит анархия и процветает преступность, до которой никому нет дела, пока это не касается других стран.
С каждым новым захватом иностранного судна звучат призывы усмирить буйных пиратов, однако дальше разговоров дело пока не идет. Все чаще судовладельцы вступают с бандитами в переговоры, предпочитая платить выкуп. В руках у пиратов до сих пор остается еще много судов, а "Фаина" - всего лишь одна из серий этого бесконечного сериала.