Шесть стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, а также примкнувший к ним Узбекистан - 4 февраля подписали соглашение о создании "Коллективных сил оперативного реагирования" - КСОР.
Ожидается, что основу сил КСОР составят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я десантная бригада ВДВ РФ. Кроме того, возможно участие Казахстана силами одной десантно-штурмовой бригады. Остальные страны собираются выделить по батальону, а Узбекистан вообще выторговал себе некие "особые условия" - подключать к КСОР неоговоренное число своих военных лишь изредка - для борьбы с терроризмом и наркоугрозой.
Вообще же силы КСОР планируется использовать для "отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Где будут базироваться подразделения формирующегося военного альянса, пока неясно. Согласно сообщениям различных источников, рассматриваются два варианта - их постоянное размещение в России и постоянное размещение в своих странах со сбором на время проведения совместных операций. При этом подчеркивается, что входящие в КСОР подразделения не будут выведены из составов национальных армий стран-участниц, а штаб этой структуры будет осуществлять "координационные функции".
Президент РФ Дмитрий Медведев, комментируя подписание договора, заявил, что по своему боевому потенциалу подразделения КСОР будут "не хуже, чем силы Североатлантического альянса". Он пообещал, что страны - участницы договора укомплектуют КСОР самой современной техникой, а сами эти силы будут "эффективными и достаточными по объему".
Никакой более подробной информации о формирующейся структуре пока нет. Какие блоки, государства или организации КСОР видит в числе своих потенциальных противников, остается только догадываться. Например, в российской, да и иностранной прессе уже появились сравнения ОДКБ с организацией Варшавского договора, противостоявшей, как известно, НАТО.
У Азербайджана, находящегося в непростых отношениях с Арменией, также появляется повод для некоторого беспокойства. В Азербайджане многие открыто поддерживают идею решения карабахской проблемы военными методами. Но если Ереван получит в союзники российскую дивизию и две бригады десантников, а также грозные таджикский и киргизский батальоны, соотношение сил изменится не в пользу Баку.
В рамках саммита ОДКБ в Москве президент Киргизии Курманбек Бакиев заявил, что его страна откажется от размещения на своей территории авиабазы США. Почти сразу после этого было объявлено, что Бишкек получит от Москвы льготный кредит на 300 миллионов долларов. Многие наблюдатели сочти это платой России за выдворение американцев из Киргизии. Однако российский МИД назвал решение Бакиева "абсолютно независимым и предсказуемым".
Трепетать, похоже, стоит террористам всех мастей в Средней Азии. С проявлениями исламского экстремизма в регионе в последние годы сталкивались Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, поэтому их присоединение к КСОР представляется вполне оправданным.
Кроме того, в случае чего подразделения оперативного реагирования сгодятся и для подавления массовых выступлений, вроде тех, что произошли в узбекском Андижане в мае 2005 года. По официальным данным, на бунт поднялись исламисты-террористы, а борьба с ними как раз является одной из задач, объявленных КСОР в числе приоритетных. Заявления о том, что выступления были стихийно-народными, потом можно будет назвать провокацией врагов.
Такая функция - "подавление народных бунтов" - может оказаться вполне востребованной в условиях мирового экономического кризиса. И без того небогатое население среднеазиатских стран может быть поставлено на грань физического выживания и того и гляди возьмется за вилы, требуя смены бессменных руководителей. Киргизия, где в 2005 году в результате народного бунта сменилась власть, тому пример.
Белорусский "бацька" может быть заинтересован в создании КСОР по тем же соображениям. Внешней агрессии ему ждать, конечно, неоткуда, но вот смирные белорусы в 2006 году смогли изрядно напугать его, выйдя на площадь после президентских выборов. Тогда Александр Лукашенко куда-то пропал, из-за чего даже пришлось на две недели переносить его инаугурацию.
Любой человек, бывавший в Минске, подтвердит, что милиции там огромное количество, а потому президенту бояться особо нечего. Но дополнительная гарантия безопасности (особенно после пережитого ужаса) еще никому не мешала.
Еще одним бонусом для союзников России по КСОР могут стать кредиты и другая помощь, которую Москве придется оказать в качестве оплаты за поддержку своих инициатив.
Так, министр финансов России Алексей Кудрин в день подписания договора признал, что Россия поможет Белоруссии, Киргизии и Армении. При этом он уточнил, что Белоруссии будет выделено два миллиарда долларов, а Киргизии - более двух миллиардов долларов. "В настоящее время к нам обращаются и другие страны", - без радости констатировал министр.
Кроме того, ожидается, что Россия внесет в "антикризисный фонд" организации ЕврАзЭС 7,5 миллиарда долларов. Учитывая, что границы ЕврАзЭС почти совпадают с границами ОДКБ, выходит, что за создание КСОР Москва заплатит более десятка миллиардов не лишних в разгар кризиса долларов.
Чисто военных выгод Россия от КСОР почти не получит. При всем уважении к армиям других стран ОДКБ, помочь Москве в глобальном конфликте (например, против Китая) они не смогут, а в локальных (как в Грузии) Россия и сама прекрасно справится. Геостратегические бонусы теряются в тумане далекого будущего.
Материальные выгоды, которые получает Россия в результате создания КСОР, если и существуют, то очень ловко замаскированы. Никаких дополнительных обязательств в экономической сфере государства ОДКБ перед Россией не несут. Милые Кремлю газопроводы и алюминиевые заводы остались за скобками военного соглашения.
Более того, в день подписания договора о создании КСОР министерство обороны Белоруссии объявило о намерении закупать не только российское оружие, но и технику из других стран - изощренная издевка над "союзником".
В связи с этим на первый взгляд может показаться, что Россия, едва-едва освободившись от "братских" газовых скидок Украине, сажает себе на шею шестерку голодных и не слишком благодарных товарищей, которые с удовольствием будут называть Кремль "стратегическим партнером" и даже "братом", держа по фиге в кармане. А ведь на десять миллиардов можно было сделать много полезного: прокредитовать союзников, потребовав у них исключительных условий для российских компаний, скупить по кризисной дешевке всю их промышленность и месторождения. В конечном итоге - поддержать своих граждан, банки и компании.
Однако не все так просто. В том смысле, что, не пожадничав сейчас, Россия впоследствии извлечет немалую выгоду из своей, немногим на данный момент понятной, щедрости. Дело тут, конечно, не в военной мощи КСОР, а в создании вдоль границ РФ геополитического пространства, где интересы Москвы будут защищены долгосрочными сделками, многочисленными кредитами, военными соглашениями и прочими договоренностями. Но скептики умолкнут, только если все это "планов громадье" будет эффективно реализовано. Опыт последних десятилетий подсказывает, что налаживание сотрудничества на постсоветском пространстве - работа адская и одними саммитами, коих было уже великое множество, а также дружескими рукопожатиями под прицелом телекамер тут, конечно, не обойтись.
В противном случае пользу от КСОР можно будет получить, только если отправить таджикский батальон на элитную стройку на Рублевке, а белорусов, например, на уборку картошки.