Одно из самых интересных, важных и злополучных археологических собраний в мире - багдадский Национальный музей Ирака - в конце февраля 2009 года должен начать принимать посетителей. В последний раз полюбоваться тысячами произведений искусства древней Месопотамии можно было шесть лет назад.
Багдадский музей был основан в 1923 году по инициативе и при самом деятельном участии Гертруды Белл, английской писательницы, археолога, разведчицы, соратницы Лоуренса Аравийского. В 1926 году собрание, сначала располагавшееся во дворце короля Фейсала I, переехало в отдельный дом и получило название музей Ирака. Тогда же в него начали пускать посетителей. Но уже к этому времени тысячи и тысячи находок многочисленных археологических экспедиций, работавших в Междуречье, перестали умещаться в скромном здании на улице аль-Маамун. Но новое просторное здание у музея появилось только в 1966 году. В 28 залах удалось разместить все главные экспонаты, к которым в 1988-м добавились уникальные золотые предметы из "сокровищницы Нимрода", одной из богатейших археологических находок XX века. В 1990-м, через десять дней после вторжения Ирака в Кувейт, Саддам Хусейн предусмотрительно распорядился спрятать золото Нимрода в сейфы Национального банка. С этого момента состояние коллекции Национального музея стало загадкой для наблюдателей.
Музей закрылся на долгие девять лет весной 1991 года, в разгар операции "Буря в пустыне". Саддам Хусейн разрешил открыть национальное собрание вновь только 28 апреля 2000 года, в свой 63-й день рождения. Сокровищ Нимрода посетители тогда не увидели. Об их судьбе ничего не было известно до июня 2003 года. К этому времени Багдад был сдан антииракской коалиции, а режим Саддама Хусейна пал.
Состояние археологических объектов и музеев Ирака было предметом пристального наблюдения ученых с 1980 года - с начала войны с Ираном. Боевые действия двух стран сильно повредили тысячам памятников, но все это были еще детские игры по сравнению с последствиями авиаударов союзников в дни войны в Персидском заливе. Мировая общественность тогда всячески призывала командующих коалиции щадить руины тысячелетних городов. Отчасти эти просьбы были учтены, отчасти нет, но, как бы то ни было, Багдадский музей уцелел.
Уцелел он и в 2003 году: наученные опытом предыдущих действий в Ираке войска коалиции не бомбили музей. Но случилось нечто худшее. Между 8 и 12 апреля, когда на улицах Багдада еще шли бои, сотрудники музея покинули здание, поскольку иракское подразделение отстреливалось от американцев прямо из музейного двора. Есть данные, что мародеры грабили музей в течение примерно 48 часов. На оценку ущерба потребовались месяцы.
Сначала в мировую прессу попало удивительное по силе воздействия сообщение о пропаже из музея 170 тысяч экспонатов из 500 с небольшим тысяч. Впоследствии цифра была уменьшена вдесятеро, сейчас считается, что исчезло где-то 15 тысяч предметов. Но в списке потерь оказались такие вещи, от которых у экспертов по искусству Месопотамии затряслись, наверное, руки. В частности исчезли метровый алебастровый сосуд богини Инанны из Урука (3200 лет до нашей эры), маска, высеченная из известняка и известная в популярном обиходе как "Шумерская Мона Лиза" (3100 лет до нашей эры), золотая бычья голова, украшавшая арфу (2600-2500 лет до нашей эры), фрагмент сидящей мужской статуи (2300 лет до нашей эры) и другие экспонаты, фотографии которых украшают учебники истории искусств во всем мире. Жак Ширак, в то время президент Франции, назвал произошедшее преступлением против человечества.
Знаменитую бычью голову обнаружил Леонард Вулли в Уре. Находка стала мировой сенсацией. Агата Кристи специально ради нее приехала в Ур в 1930 году. Там она познакомилась со своим вторым мужем, выдающимся археологом сэром Максом Маллоуэном.
С 16 апреля 2003 года судьбой Багдадского музея занимался полковник запаса корпуса морской пехоты Мэтью Богданос, организовавший масштабное расследование произошедшего. Его команда, оказавшаяся чрезвычайно эффективной, смогла не только установить истинные масштабы произошедшего, но и внятно донести эту информацию до ЮНЕСКО, музейщиков и антикваров Европы и США, командования коалиции, таможенных служб ближневосточных государств и до местных жителей.
Люди Богданоса смогли убедить багдадцев в том, что за возвращение музейных ценностей им ничего не будет. Сообщение об амнистии мародеров сыграло принципиальную роль: уже 12 июня Богданосу вручили расколотую на куски вазу из Урука (выяснилось, что она треснула в тех местах, где ее неудачно реставрировали). До декабря 2003 года подобным образом в музей передали почти 2000 экспонатов, в том числе и статую из Бассетки, и урукскую маску. Еще столько же удалось выявить в ходе специализированных рейдов. Обнаружив немалые дипломатические способности, полковник Богданос сумел выяснить, куда в начале вторжения в Ирак делись рукописи из музейной библиотеки (в бомбоубежище в другом районе Багдада), убедить хранителей показать ему тайные укрытия в самом музее, найти свидетелей перемещения золота Нимрода в банк и, собственно, само золото, благополучно пережившее в сейфах две войны. Таким образом, к окончанию работы группы Богданоса большая часть экспонатов - где-то 5-6 тысяч предметов - была возвращена в разоренное гнездо.
В течение следующих пяти лет еще около полутора тысяч предметов усилиями ФБР, Интерпола, таможенников Сирии и Ливана были доставлены в Багдад. В их числе оказалась исключительно ценная диоритовая статуя Энтемены, правителя шумерского города Лагаш. Находки всплывали в Европе, в странах Ближнего Востока, в Японии и даже в Перу. Но в розыске по-прежнему числятся несколько тысяч экспонатов: керамические сосуды, ювелирные украшения, сотни и сотни цилиндрических печатей, богатейшей коллекцией которых располагал Национальный музей.
Дирекцию музея накануне открытия волнует больше всего один вопрос: безопасность здания и коллекции. В том, что на сокровища шумеров, аккадцев и ассирийцев придут смотреть толпы людей, сомневаться не приходится. Не придется дожидаться даже вывода войск коалиции.
Юлия Штутина