Мужчин в аду ожидает наказание огнем и серой, а женщин - колесование. Об этом через официальную газету Ватикана L'Osservatore Romano объявил личный теолог папы Римского Войцех Гертых. Выводы Гертых основаны на исследовании, которое провел 96-летний священник-иезуит Роберто Буза.
К сожалению, оригинальный текст статьи Гертых в L'Osservatore Romano ("The unsuspecting resources of weakness") пока не удалось найти в интернете, а независимая пресса недавно показала свою неосведомленность в церковных делах, назвав перечисленные Ватиканом семь так называемых "социальных" грехов "новыми смертными грехами". Однако, если все же поверить доступным источникам, можно сделать вывод, что при исследовании Роберто Буза использовал тайную информацию, полученную на исповедях. То есть сам некоторым образом грешил.
По сведениям СМИ, престарелый священник занес информацию о грехах, в которых верующие признаются на исповедях, в компьютер и вычислил, о каких грехах чаще всего рассказывают люди разных полов. Оказалось, что мужчины обычно признаются священникам в похоти, чревоугодии и лени. Дамы же чаще всего раскаиваются в гордыне, а также в зависти и гневе.
По всей вероятности, представительницы слабого пола слишком горды, чтобы предаваться похоти и обжорству. Однако же втайне завидуют своим мужьям, которые ленятся ограничивать себя рамками гордыни. Ну а от зависти недалеко и до злости...
Полностью "рейтинг популярности" мужских грехов выглядит так:
Дамский "хит-парад" строится следующим образом:
Согласно откровениям самого известного "адского гида" Данте Алигьери, похоть приводит грешников на второй круг преисподней, где им не дает покоя вечная буря. Чревоугодников мучает непрестанный дождь в третьем кругу ада; в четвертом кругу, подобно Сизифу, без передышки перекатывают камни скупцы и растратчики. Ниже в адской бездне сидят в болоте люди, повинные в гневе (убийцы находятся еще ниже и плавают не в грязи, а в крови). Огнем, по Данте, в аду пытают еретиков и насильников.
Однако Войцех Гертых, по всей вероятности, при интерпретации результатов исследования пользовался более простым и незатейливым списком наказаний за смертные грехи. Согласно этому популярному в Средние века перечню, виновных в гордыне в аду ожидает колесование, завистников - купание в ледяной воде, чревоугодников - поедание крыс, жаб и змей, похоть чревата сожжением, гнев - четвертованием, жадность - попаданием в кипящее масло, а лень - заключением в яме со змеями.
Кстати, писатель и философ Колин Уилсон в 1971 году выдвигал концепцию, согласно которой изобретательность средневековых европейцев при описании проделок чертей как в аду, так и на земле - не что иное, как следствие скуки и отсутствия какого-либо "мирного" применения для человеческой фантазии. "Вполне возможно, что чувствительных людей с богатым воображением было столько же, сколько и в наши дни (имеется в виду та же пропорция ко всему населению), но у них не было возможности развиваться, и они становились такими же мрачными, как и их окружение. Единственное прикосновение к странному и необычному в своей жизни они получали, когда коробейник доставлял им памфлет, описывающий злодеяния ведьм", - рассуждает Уилсон.
По мнению исследователя, описанное положение дел рухнуло с развитием художественной литературы, благодаря которой европейцы получили возможность фантазировать более тонко и совершенно (а главное - научились глубоко проникать в мысли и чувства непохожих на них людей). Однако, как можно рассудить, читая описание исследования Роберто Буза, свершились эти перемены не везде.
Впрочем, нельзя сказать, что Ватикан совсем не отзывается на веяния времени. Совсем недавно, в феврале 2009 года, глава папского совета по культуре архиепископ Джанфранко Равази объявил, что христианскому учению не противоречит теория Чарльза Дарвина. И добавил, что идеи об эволюции еще до Дарвина высказывали Фома Аквинский и святой Августин.
Не стоит на месте и учение о грехах. Как говорилось выше, в марте 2008 года представитель католической церкви предложил добавить к списку семи смертных грехов, сформулированных в VI веке папой Римским Григорием I, так называемый "перечень социальных грехов". В частности, "вне закона" были поставлены генная инженерия, эксперименты над личностью, нанесение вреда экологии, наркомания, социальная несправедливость, социальное неравенство, чрезмерное богатство, а также доведение до нищеты. "Презентовавший" новые грехи епископ Джанфранко Джиротти заявил, что смертные грехи Григория I наносят вред человеку, а "социальные" грехи - человечеству.
В декабре 2008 года позиция католической церкви по некоторым "социальным грехам" была уточнена. Согласно выпущенной Ватиканом "инструкции касательно некоторых вопросов биоэтики", аморальными следует считать искусственное оплодотворение, клонирование человека, использование эмбриональных стволовых клеток и проектирование генетических характеристик детей. А вот из методов контрацепции недопустимыми являются лишь те, которые действуют уже после объединения сперматозоида и яйцеклетки (внутриматочная спираль и постинор).
Хочется задаться вопросом, скоро ли Ватикан решит привести в соответствие с реалиями современности и список адских мук? В наши дни такие пытки, как колесование или сожжение на костре, кажутся пускай мрачной, но все-таки фантастикой. И, пожалуй, было бы логично объявить, что отныне похоть карается, допустим, непрерывным прослушиванием громкой музыки, чревоугодие – заражением птичьим гриппом, зависть - электрошоком, а гордыня - избиением резиновыми дубинками.