Задержание с потоплением Китайское судно-нарушитель затонуло после столкновения с российскими пограничниками

В середине февраля в Японском море произошел инцидент, который может осложнить двусторонние отношения между Россией и Китаем. В результате проведенной российскими пограничниками операции по задержанию судна-нарушителя затонул китайский сухогруз "Нью Стар", ходивший под флагом Сьерра-Леоне. Восемь из шестнадцати человек команды считаются пропавшими без вести, остальных удалось спасти. Китай назвал действия российских пограничников "неприемлемыми" и потребовал самым тщательным образом расследовать случившееся и наказать виновных. Со своей стороны Россия возлагает всю вину на капитана сухогруза, против которого в РФ уже возбуждено уголовное дело.

Многое в инциденте с "Нью Стар" остается неясным. Точно известно, что поздно вечером 12 февраля, не получив от российских таможенных и пограничных властей никакого разрешения, судно снялось со стоянки в порту Находки и полным ходом направилось на выход из российских территориальных вод. На запросы пограничной службы капитан, индонезиец Назвир Ади, заявил, что вышел в море слить сточные воды. После этого ни на какие запросы и требования вернуться к месту стоянки "Нью Стар" не отвечал. За судном-нарушителем были высланы пограничный корабль сопровождения "Приморье" и патрульный корабль "Маньчжур".

По некоторым данным, в течение пяти часов, с 04:00 до 09:00, "Маньчжур" непрерывно подавал на "Нью Стар" сигналы с требованием остановиться, следуя на близком расстоянии в 3-8 кабельтовых (500-1500 метров) от нарушителя. В 08:00 к "Маньчжуру" присоединился корабль "Приморье", который также стал сигналить "Нью Стару". Сухогруз не сбавил хода и предпринял несколько опасных маневров с целью уйти от преследования. В 10:10 пограничники произвели предупредительные выстрелы, однако на "Нью Старе" никак на это не отреагировали. Тогда в 10:51 был открыт огонь на поражение. Сообщается, что стрельба велась по носовой части сухогруза, чтобы не задеть экипаж и командную рубку на корме. Тем не менее "Нью Стар" продолжил идти прежним курсом.

Потом последовала трехчасовая пауза. В 16:15 по "Нью Стару" был вторично открыт огонь на поражение, на сей раз по винто-рулевой группе. Всего по сухогрузу было выпущено около 500 патронов из крупнокалиберного пулемета. Тем не менее, даже получив повреждения, сухогруз пытался уйти от преследования и был окончательно остановлен лишь около 18:00. Капитан вышел на связь, заявив, что судно ложится на обратный курс. Погоня, таким образом, заняла 18 часов. В 03:40 15 февраля с "Нью Стара" передали, что из-за повреждения руля и отказа основного двигателя судно ложится в дрейф, а около 08:00 капитан сухогруза подал сигнал бедствия и начал эвакуацию экипажа.

Экипаж сухогруза

Экипаж сухогруза "Нью Стар" на спасательном плоту. Кадр, переданный НТВ

Lenta.ru

В 08:50 команда на двух надувных спасательных плотах покинула сухогруз. На первом плоту находились пять граждан Индонезии и три гражданина КНР, на втором - один индонезиец и семеро китайцев. Эвакуация проходила в условиях сильного шторма: высота волн составляла около семи метров, скорость ветра - 28 метров в секунду. Второй плот накрыло волной, и всех находившихся на нем людей смыло в море. Пока что все они считаются пропавшими без вести, однако шансов найти их живыми практически нет. Сообщается, что эвакуация с сухогруза происходила в спешке, моряки даже не успели надеть гидрокостюмы. Между тем температура воздуха в этот день была 5-8 градусов ниже нуля, воды - плюс четыре градуса. Люди с первого плота, в их числе капитан Назвир Ади, были спасены российскими пограничниками.

Несмотря на то, что последовательность событий прослеживается достаточно четко, тем не менее остается неясным, отчего затонул сухогруз. Представители китайской компании-судовладельца "J-Rui Lucky Shipping Company", расположенной в Гонконге, возлагают всю вину на российских пограничников, которые, пытаясь заставить судно вернуться, нанесли ему серьезные повреждения и фактически потопили. Более того, судовладелец обвиняет российских пограничников в том, что они ничего толком не сделали для спасения экипажа и безучастно наблюдали за тем, как тонут люди со второго плота. Со своей стороны представители российского МИДа указывают на то, что даже после обстрела пограничными кораблями сухогруз мог держаться на плаву, не был обесточен, а средства связи работали.

На Смоленской площади утверждают, что капитан потерял контроль над ситуацией, может быть даже запаниковал, начал эвакуацию в условиях шторма и в результате потерял судно и утопил часть экипажа. Сама эвакуация, по данным российских представителей, была проведена поспешно и неумело. Помимо того, что морякам не раздали гидрокостюмы, у одного из надувных плотов не было защитного тента, предохраняющего от воды и волн, либо же этот тент был в нерабочем состоянии. Открытый плот немедленно залило большими волнами, находившихся в нем людей смыло в море. Неясно, зачем капитан разрешил команде воспользоваться неисправным плотом, при том что на сухогрузе помимо плотов были еще два спасательных бота. Если к этому прибавить несанкционированный выход в море и бегство от пограничников, то капитан оказывается едва ли не главным виновником происшедшего.

Хотя и здесь не все очевидно. Толком непонятно, почему "Нью Стар" попытался убежать из Находки. По одним данным, экипаж сухогруза попался на контрабанде, на судно был наложен арест, после чего капитан решил бежать. Однако компания-судовладелец отвергает любые предположения о якобы имевшей место контрабанде. По другой версии, причиной всему стал плохой рис, который "Нью Стар" доставил из Тайваня российским покупателям - компании "Продпрограмма-Импульс". В компании-импортере уточнили, что более 400 из 5000 тонн риса, приплывших на борту "Нью Стара" в Находку, оказались подмочены морской водой. Ущерб был оценен в 12,3 миллиона рублей. Российские бизнесмены попытались добиться от перевозчика возмещения за испорченный товар, но договориться не получилось, и они обратились в арбитражный суд Приморского края с требованием наложить арест на судно. Предположительно, чтобы избежать ареста "Нью Стара", судовладелец и приказал капитану выйти в море.

Один из кораблей Тихоокеанского флота. Фото AFP

Один из кораблей Тихоокеанского флота. Фото AFP

Lenta.ru

Между тем немецкий телеканал ARD со ссылкой на свои источники сообщает, что вопрос с грузом был улажен. Рис, в конце концов, все же разгрузили, однако российский импортер после этого не оказал экипажу сухогруза и судовладельцу никакой помощи в урегулировании юридических формальностей, чтобы судно смогло официально выйти в море. После нескольких неудачных попыток добиться от российской таможни необходимого разрешения, судовладелец приказал капитану действовать в одностороннем порядке и покинуть порт. Так или иначе, но различные версии сходятся в одном: действия компании-судовладельца "J-Rui Lucky Shipping Company" сыграли немаловажную роль в том, что произошло, и возлагать вину исключительно на капитана Назвира Ади было бы неверно.

Сам капитан заявил, что действовал под давлением. По его словам, экипаж выполнял приказания компании и китайского боцмана Ма Бина. "Он - родственник судовладельца, и мы поступали по его воле", - отметил Назвир Ади. Именно Ма Бин, как утверждает капитан "Нью Стара", уходил от преследования российских пограничников, игнорировал сигналы остановиться, а затем дал экипажу указание эвакуироваться на надувных плотах. Когда Назвир Ади пытался возражать, Ма Бин якобы говорил: "Не обращай внимания, я за все отвечаю". Хотя не исключено, что капитан "Нью Стара" просто хочет переложить вину на другого: Ма Бин пропал без вести, читай утонул, а с мертвого боцмана взятки гладки.

Как в целом будут разворачиваться дальнейшие события вокруг сухогруза "Нью Стар", сказать сложно. Китай занял жесткую, но весьма сдержанную позицию и, прежде всего, требует тщательного расследования. Однако в Китае инцидент с "Нью Старом" вызвал широкий резонанс. Неизвестные хакеры даже взломали сайт генконсульства РФ в Шанхае и разместили на нем запись следующего содержания: "Русские вторглись на нашу территорию, чтобы убивать жителей Народной Республики. Сайт взломан в отместку за гибель китайского экипажа! Россию нужно наказать!!!" Пытаться наказать РФ, может, и не будут, но китайским властям важно не потерять лицо. Не исключено, что компания-судовладелец подаст иск. Однако МИД РФ со своей стороны также занял принципиальную позицию, показав, что российских пограничников в обиду не даст. Возможно, дело приобретет политическую окраску, а может, из тех же политических соображений его постараются замять.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше