Референдум об изменении конституции, состоявшийся в Азербайджане 18 марта, завершился без сюрпризов. По данным ЦИК республики, были одобрены все предложенные поправки, включая главную - отмену ограничения, не позволявшего одному человеку становиться президентом страны более двух раз. Действующий президент Ильхам Алиев, таким образом, получил возможность оставаться у власти сколь угодно долго (при условии, разумеется, победы на всех последующих выборах).
Оппозиция, назвавшая референдум "легализацией династической системы правления семьи Алиевых" (Ильхам Алиев, напомним, стал президентом в 2003 году, сменив на этом посту своего отца), помешать планам властей не смогла. Оппозиционеры обращались в суд и призывали бойкотировать голосование, но толку от этого было мало. Референдум состоялся, явка превысила 70 процентов, а главную поправку, по официальным данным ЦИКа, поддержали более 92 процентов проголосовавших.
Для референдума, который в конце 2008 года инициировала правящая партия "Новый Азербайджан", казалось бы, не было оснований. Всего за несколько месяцев до этого Ильхам Алиев заступил на второй срок. Оппозиция, которую власти основательно "зачистили" в ходе предыдущих выборов (парламентских и президентских), теперь уже не представляла существенной угрозы. До 2013 года, то есть до истечения срока президентских полномочий руководителя Азербайджана, оставалась еще масса времени.
Сторонники президента, пытаясь объяснить, почему они именно сейчас стали мостить ему дорогу на третий срок (или - как максимум - на пожизненное президентство), ссылались на "возросший уровень развития общества". Дескать, общество в Азербайджане теперь настолько развитое, а население - настолько политически сознательное, что "формальные ограничения" больше не нужны.
Народ, как уверяли в президентской администрации, от этой поправки только выиграет. "Люди получают возможность выбирать того, кого считают нужным, неограниченное количество раз", - объяснял представитель администрации Али Гасанов. "Принцип демократии заключается в том, чтобы народ беспрепятственно и без каких-либо ограничений обладал правом выбирать своего руководителя", - вторил ему зампред правящей партии Али Ахмедов.
Вообще-то, ограничений, которые касаются президентских выборов, в обновленной конституции осталось довольно много. Президентом, например, по-прежнему не может стать человек моложе 35 лет, человек, судимый за тяжкие преступления, а также человек, не имеющий высшего образования. А исчезло из конституции именно то препятствие, которое мешало оставаться у власти действующему президенту (свое право на два президентских срока Алиев уже использовал).
В оппозиции версии о "социальном заказе" на референдум не верят. Противники власти полагают, что на фоне мирового экономического кризиса, от которого может существенно пострадать и Азербайджан, руководство страны решило подстраховаться и усилить собственные позиции. На тот случай, если доходы населения в ближайшие годы станут падать, а социальное недовольство - расти. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, то (благодаря заранее проведенному референдуму) Алиев и его окружение будут избавлены от дополнительных сложностей, связанных с сохранением полномочий. То есть не надо будет искать преемника и менять систему управления страной (например, усиливать должность премьер-министра, на которую мог бы переместиться уходящий президент).
До сих пор Азербайджан, в общем, не сталкивался вплотную с проявлениями экономического кризиса, от которых сейчас страдают его соседи по ближнему зарубежью (девальвация национальной валюты, падение производства и всплеск безработицы). Напротив, власти страны рапортовали, что экономика продолжает расти (по данным Госкомитета по статистике, ВВП страны за первые два месяца 2009 года увеличился на 3,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), а число безработных, по крайней мере зарегистрированных, не только не увеличивается, но даже сокращается (за февраль, по данным того же источника, их количество сократилось на 13 человек). В правительстве строили планы об увеличении объема добычи нефти (с 45 миллионов тонн, добытых в 2008 году, до 65 миллионов тонн к 2010 году). А Национальный банк успокаивал население, уверяя, что девальвация национальной валюты (к которой были вынуждены прибегнуть даже Россия и Казахстан) Азербайджану не грозит.
Впрочем, наблюдатели полагают, что азербайджанской экономике и социальной системе еще предстоят серьезные испытания. В первую очередь, это связано с прошлогодним падением цен на нефть. В бюджете Азербайджана на 2009 год закладывалась цена в 70 долларов за баррель. Между тем нефть хотя и подорожала за первые месяцы 2009 года, но пока что достигла лишь отметки в 48-49 долларов за баррель. Для Азербайджана, как и для других стран - поставщиков нефти, это грозит снижением доходов, а возможно - и бюджетным дефицитом. До сих пор высокие цены на энергоресурсы поддерживали власть Ильхама Алиева. Правда, в перспективе, как отмечали многие наблюдатели, они представляли опасность для экономики. "Высокие цены на сырье развращают страну-производителя и правящую элиту, - отмечал азербайджанский политолог Рауф Раджабов, комментируя ситуацию в конце 2008 года. - Опираясь на сверхдоходы, правительство с легкостью увеличивает расходы, в том числе и социальные. А вот остановить этот процесс очень сложно".
В мае 2009 года азербайджанский бюджет, в соответствии с принятой практикой, будет пересматриваться. Но если в предыдущие годы, как отмечает азербайджанская газета "Эхо", корректировки были связаны с профицитом бюджета (то есть с необходимостью распределить дополнительные доходы), то в нынешнем году правительство может столкнуться с дефицитом. По словам главы Центра экономических инноваций Магоммеда Талыблы, если среднегодовая цена на нефть для Азербайджана опустится до 40 долларов, бюджет потеряет примерно девять миллиардов долларов. Со своей стороны, член парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов предположил, что следует ожидать и снижения налоговых поступлений. "На фоне кризиса некоторые рабочие места попали под сокращение, в других предприятиях производство товаров и услуг было прекращено или ограничено", - пояснил он.
В стране между тем ходят упорные слухи о готовящейся девальвации. По мнению некоторых наблюдателей, ранее власти откладывали непопулярную меру, поскольку не хотели портить настроение людям перед референдумом. Высокий курс маната (в условиях, когда соседние страны одна за другой обесценивают свои валюты) ставит в невыгодное положение азербайджанских экспортеров. Национальный банк заявляет, что у него более чем достаточно резервов для поддержания курса. Однако население, по информации СМИ, продолжает активно скупать иностранную валюту, опасаясь, что национальная все же будет обесценена.
Политика Азербайджана в отношении мятежного Нагорного Карабаха также в значительной степени была основана на растущих ценах на энергоресурсы. Власти оправдывали свою неспособность вернуть этот регион, объясняя народу, что время работает на Азербайджан: он, дескать, наращивает "нефтяные мускулы", увеличивает преимущество над противостоящей ему Арменией и получает все больший международный вес. Сторонников радикальных мер Ильхам Алиев всегда мог успокоить, заявив, что готов вернуть Карабах "любым способом, в том числе военным".
Теперь пользоваться этой формулой станет сложнее. Нефтяные доходы Азербайджана сокращаются, а военный сценарий, после неудачного примера Грузии, стал для азербайджанской стороны менее привлекательным. После августовских событий в Южной Осетии представители оппозиции и политологи в Азербайджане заговорили о "российской угрозе", высказывая опасения, что Россия может открыто встать на сторону Армении и Нагорного Карабаха (похоронив тем самым надежды Азербайджана вернуть потерянные земли). Представители власти, разумеется, были более осторожны в оценках, но их заявления свидетельствуют о том, что фактор "российской угрозы" они тоже принимают в расчет.
Можно вспомнить о недавнем скандале вокруг предполагаемой передаче Армении российского оружия на 800 миллионов долларов. Информацию о поставках опубликовало одно из азербайджанских электронных изданий в начале января. В Москве ее опровергли, однако опровержение российского МИДа вышло довольно своеобразным. МИД заявил, что Армении "не передавалось и не продавалось вооружение и военная техника в номенклатуре и в количестве", которые указаны в материале азербайджанского сайта. Из объяснения вполне можно сделать вывод, что поставки все-таки имели место, только в другой номенклатуре и в другом количестве. В Баку, кстати, даже не стали притворяться, что поверили этим объяснениям. "Российская сторона вновь заявила, что она не передавала никакого оружия Армении в 2008 году. Однако азербайджанская сторона продолжит более глубокое изучение этого вопроса", - заявил глава азербайджанского МИДа Эльмар Мамедьяров. Кстати, совсем недавно, в середине марта, его заместитель Араз Азимов заявил, что Россия продолжает вооружать Армению под прикрытием поставок на российскую военную базу в этой республике.
В интервью Reuters Азимов в очередной раз высказал официальную позицию Азербайджана о готовности "использовать все средства" для возвращения Карабаха, а также предположил, что экономический кризис заставит Армению пойти на уступки. Правда, тот же самый кризис может создать серьезные помехи и Азербайджану. Для руководства страны сложная ситуация в экономике, очевидно, станет еще одним основанием, чтобы сохранить конфликт в замороженном состоянии и отложить его решение до лучших времен. Впрочем, временем азербайджанский президент теперь не ограничен.