В Древней Греции некогда был честолюбивый политик Писистрат, который добился власти довольно оригинальным способом. Он ранил себя и своих мулов мечом и окровавленный явился перед народом, обвиняя своих противников в нападении. Демос немедленно проголосовал за выделение ему охраны, которую чуть позже Писистрат использовал для захвата Акрополя. Через две с половиной тысячи лет нечто подобное случилось вновь. На чрезвычайном съезде Союза кинематографистов России.
В первый же день работы съезда, на который прибыли чуть более 50 процентов членов Союза, все программные и организационные вопросы были оттеснены на второй план длиннейшим выступлением Никиты Михалкова. Значительную часть его действующий председатель СК посвятил ответам на обвинения, изложенные как в знаменитых "тезисах Матизена", так и в жалобах в Министерство внутренних дел и в правительство.
Никита Сергеевич обстоятельно, с показом слайдов, прокомментировал и расходы на съезд 1998 года, и конфликт с московским Союзом кинематографистов, и убытки от сдачи в аренду принадлежащей СК недвижимости, и ситуацию с Домом творчества в Пахре и пансионатом в Болшево, и противостояние двух российских киноакадемий, и многолетнюю битву за Киноцентр.
Оценивать объективность доводов Михалкова, равно как и аргументы его противников, дело неблагодарное, находящееся в компетенции соответствующих органов власти. Куда интереснее общий эмоциональный фон выступления и реакция на него собравшихся. Здесь стоит сразу вспомнить, что после декабрьского съезда Союза, который затем был признан нелегитимным, Михалков неоднократно подчеркивал, что намеревается покинуть пост председателя, уступив дорогу молодым и рьяным, среди которых он особенно выделял Михаила Пореченкова.
Последний, напомним, не только взял на себя нелегкую роль глашатая Михалкова, но и открыто заявлял о своей готовности баллотироваться в председатели. Вопрос о преемнике казался окончательно решенным. Аккурат до вчерашнего дня.
Выступая на съезде, Михалков наглядно продемонстрировал собравшимся, почему в российском кино есть он и все остальные - его режиссерский и актерский таланты проявились во всем своем великолепии. Комментарии Михалкова были густо приправлены анекдотами про Винни-Пуха и Пятачка, воззваниями к разуму и совести оппонентов, грустью обманутого Отелло,
призывами милости к падшим и обращениями к Создателю.
1. Именно он, Михалков, не допустил развала Союза и помог ему расплатиться с долгами - "Братцы, у Союза нет долгов. Когда мы пришли в Союз, у него были такие долги и ни копейки в кассе. Сегодня у Союза нет долгов";
2. Именно его предавали друзья - "Я не понимаю, почему Наташа Фатеева, с которой я дружил очень, с ее сыном нянькался в Коктебеле, такие у нас были чудные отношения – как она может писать и говорить про меня такое ни с того, ни с сего?";
3. Именно он с самого начала был готов протянуть руку дружбы Марлену Хуциеву - "Марлен Мартынович, если вы выиграли по закону, дай вам Бог здоровья и флаг вам в руки. А если все это не так, то вашей совести на вот этих людей не хватит";
4. Именно его финансовая помощь была единственной надеждой прославленных ветеранов кино - "Единственные финансовые отношения, которые у меня есть с Союзом, и в чем я принимал непосредственное участие, это касается финансов, это касается тех выплат, которые мною были сделаны, и материальной помощи нашим бедствующим товарищам из моих личных средств на сумму почти 14 миллионов рублей. Это продлило жизнь Нонне Мордюковой, Георгию Жженову, Михаилу Пуговкину";
5. Именно его творческая позиция так раздражает недоброжелателей - "Эти люди не хотят и не могут одним взглядом оценить бесконечной своей Родины, ощутить ее красоту, возрадоваться тому, что она у них есть. И поэтому каждый, кто пытается публично выразить эту свою любовь, подвергается истребляющей, уничтожающей насмешке...";
6. Именно против него, Михалкова, ведется настоящая информационная война - "По общим признакам наличие таких действий связано с исключительным и сознательным представлением только одной стороны спора с постоянными атаками на персоналии, в частности, на Михалкова и членов его семьи";
7. Именно его обманывали коллеги, присваивавшие себе собственность Союза - "Вы спросите меня: "Неужели я не знал?" Не знал! Этого я не знал, и скажу почему. Я еще раз повторю вам: потому что, когда мне мой коллега говорит: "Брат, ты понимаешь какая вещь...", - я говорю: "Хорошо, ладно...";
8. Именно он, Михалков, продолжал отстаивать интересы Союза с риском для жизни - "Нет, это бизнес жесткий и быстрый, как полет пули. Кстати, в Киноцентре, пока шли эти разборки с Киноцентром, пять человек было убито по-настоящему...";
9. И именно его усилиями, в итоге, СК смог заработать денег больше, чем планировалось - "Нужно ли вам рассказывать, чего мне стоило, каких невероятных усилий, общений, звонков, автографов, подарков и всего остального, чтобы эти наши лестницы и коридоры максимальной стоимостью в 960 тысяч долларов мы продали не за 5 миллионов, как того просило наше Правление, а за 6 миллионов долларов";
И так далее.
После столь проникновенной речи могло ли у кого-то из собравшихся возникнуть хоть на миг желание вспомнить о Пореченкове и иже с ним? Могло, но лишь у тех, кто готов был взять на себя хоть часть ответственности за решение проблем Союза. Остальным же осталось лишь выдохнуть с исступлением: "Никто, кроме тебя!". Хор требующих возврата Михалкова возглавил глава "Мосфильма" Карен Шахназаров, назвавший желание действующего главы СК оставить пост "элементом безответственности". Эстафетную палочку принял Владимир Хотиненко, сам претендовавший на пост председателя, но взявший самоотвод все с той же формулировкой "Никто, кроме...". Его примеру последовали Николай Бурляев и Дмитрий Месхиев.
Растроганный Никита Сергеевич пообещал задуматься над мольбою коллег, если к ней присоединится необходимое для придания юридического статуса число участников съезда. Так и произошло. 1932 голосами против 171 Никита Михалков был вновь избран руководителем Союза кинематографистов.
Все происходящее на съезде далее уже не имеет значения. Увеличение срока полномочий председателя, меморандумы об этике, призванные не допустить "оскорбительного поведения в сообществе кинематографистов", воззвания к президенту с просьбами покончить с "низкопробными сериалами и реалити-шоу на грани порнографии", состав нового правления СК, в который Михалков тут же предложил включить Хуциева, даже обещание последнего оспорить результаты чрезвычайного съезда в суде, - все это ширма, скрывающая главное. Никита Михалков остался у власти, причем, власть эта была дана ему не группой заговорщиков-олигархов, а тем самым демосом, который некогда вручил ее Писистрату.
К слову, последний, став тираном, показал себя крепким хозяйственником и мудрым политиком. По свидетельству Аристотеля, "он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; во время своего правления он всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие". Однако мир и полная победа в борьбе за движимое и недвижимое имущество Союза кинематографистов не смогут помочь решить проблему самоидентификации этой некогда могущественной структуры. У Михалкова есть шанс исправить это. Захочет ли он, покажет время.