Только ленивый не заметил, что на обложку своего 12-го альбома "Sounds of the Universe" Depeche Mode поместили "карту московского метрополитена". На этом, собственно, все занимательные факты о свежей пластинке британских электронщиков и заканчиваются. Просто очередной альбом Depeche Mode.
Конечно, выход каждого нового диска живых классиков синти-попа – событие; и особенно в России, где мода на "депешей" носит повальный характер еще с 1980-х, а в День Победы многие пьют за здоровье именинника Дэйва Гаана, бессменного вокалиста DM. К тому же ожидание студийных вестей от коллектива смерти подобно. С начала 1990-х годов группа следует размеренной поступью Роберта Смита, выдавая, как и The Cure, по альбому раз в четыре года.
С приходом нового тысячелетия Depeche Mode разительно изменились. Нет, их фирменный стиль никуда не делся. Это внутреннее. На смену бунтарству и бьющей через край энергии пришли спокойствие и умиротворение. Юношеский максимализм сменился взрослой мудростью. На музыке это сказалось не лучшим образом: композиции ощутимо замедлились, упростились и пришли к общему знаменателю, став одной большой убаюкивающей мантрой. И вот так, фланируя по наклонной, в 2009 году Depeche Mode и вовсе впали в анабиоз.
Не хочется бросаться по поводу диска "Sounds of the Universe" определениями вроде "худший альбом в истории Depeche Mode", дабы не навлечь гнев "депешеманов" всея Руси, но предыдущим пластинкам группы он, как ни крути, проигрывает.
К примеру, такого вялого старта как "In Chains" не знал еще ни один альбом коллектива. Трек, по продолжительности как два радиоформатных, открывают Мартин Гор и Энди Флэтчер, в течение минуты настраивающие звучание своих синтезаторов. Видимо, это и символизирует пресловутые "звуки вселенной". Но и дальше легче не становится. Эх, а ведь были же раньше "открывашки", например, "Never Let Me Down Again", "World in My Eyes" или "I Feel You", которые сходу били не в бровь, а в глаз.
Следом за "In Chains" "депеши" наносят тройной удар ("Hole to Feed", "Wrong", "Fragile Tension"), старательно бодрясь и пытаясь доказать, что еще способны пошуметь на славу. Мартин Гор пускает в ход гитары и напускает холода и мрака. Но тщетно; в этой ленивой атаке куда больше летаргического сна, чем жизни.
Первый достойный образчик славы и величия Depeche Mode - песня "In Sympathy" - обнаруживается посередине пластинки. Второй (он же последний) - "Perfect" - ближе к концу.
Эти два трека выделяются в первую очередь внятными приятными мелодиями. Гаан даже, кажется, поет их с куда большим удовольствием, а у музыкантов просыпается задор. Остальные композиции, увы и ах, не дотягивают до "знака качества" группы и записаны как будто из-под палки.
1. In Chains
2. Hole to Feed
3. Wrong
4. Fragile Tension
5. Little Soul
6. In Sympathy
7. Peace
8. Comeback
9. Spacewalker
10. Perfect
11. Miles Away / The Truth Is
12. Jezebel
13. Corrupt
Традиционно написанием пластинки единолично занимался серый кардинал Мартин Гор. Однако основной сочинитель уже во второй раз поделился своими обязанностями с вокалистом. На счету Гаана на "Sounds of the Universe" три песни ("Hole to Feed", "Come Back", "Miles Away / The Truth Is") в соавторстве с Кристианом Эйгнером и Эндрю Филлпоттом, с которыми певец в 2007-м записал свой второй сольник "Hourglass". В бонусах к подарочному изданию диска также заявлен трек "Oh Well", первая в истории DM композиция, написанная Мартином совместно с Дэйвом.
По прослушиванию "Звуков вселенной" невольно возникает мысль, что Гор (а это, на секундочку, автор "Personal Jesus", "Policy of Truth", "Enjoy the Silence", "Walking in My Shoes", "Little 15" и еще десятка других нетленок) банально исписался. Шутка ли, свой последний безупречный хит ("Freelove", если позволите), к которому не возникало ни единого вопроса, Мартин написал аж в 2001 году. А все нынешние опусы выглядят лишь переливанием из пустого в порожнее. У некоторых эпигонов получается даже убедительнее. Верните нам прежних Depeche Mode.