23 апреля турецкие и армянские дипломаты объявили о согласовании двустороннего плана нормализации отношений. По всей видимости, уже в 2009 году наконец появятся первые результаты двухлетних переговоров между Арменией и Турцией, которые пока увенчались лишь визитом турецкого президента в Ереван и договоренностью о поездке президента Армении в Турцию в рамках "футбольной дипломатии".
Под первыми реальными результатами подразумевается, в первую очередь, восстановление дипломатических отношений между Турцией и Арменией. Граница протяженностью 330 километров была закрыта еще в 1993 году, и обе стороны заинтересованы в ее открытии: Армения по причинам экономического характера, а Турция в силу своих целей в международных отношениях.
Поскольку экономические интересы насущны и не терпят отлагательств, зависимая от импорта Армения готова подписать соглашение об установлении дипломатических отношений в любой момент. Турция же стремится к вступлению в Евросоюз, и закрытая граница с соседним государством – всего одно из множества препятствий на пути туда. Один-два года решающего значения не имеют: попыткам Турции присоединиться к Евросоюзу уже 40 лет.
Лидеры европейских стран неоднократно говорили о том, что Турции не место в Евросоюзе просто по географическому принципу. С многочисленными политкорректными оговорками Николя Саркози, Ангела Меркель и другие главы государств заявляли, что готовы сотрудничать с Анкарой по различным направлениям, но принимать в Евросоюз, как охарактеризовал Турцию президент Франции, "азиатскую страну", не хотят. К тому же, для отказа достаточно предлогов: Турция не демонстрирует готовности принять общеевропейские ценности и идет лишь на небольшие уступки.
Во-первых, Турция отказывается признать независимость Республики Кипр, но является единственным государством, признавшим Северный Кипр. По сути, Северный Кипр полностью зависим от Турции, к тому же, там размещены турецкие вооруженные силы, и страны Евросоюза не без повода считают Северный Кипр территорией, оккупированной иностранными войсками. Когда в 2004 году Республика Кипр вступила в Евросоюз, она получила в Европарламенте шесть мест – в соответствии с численностью населения всего острова. В то же время, льготы ЕС не распространяются на территорию Северного Кипра.
С 2004 года Республика Кипр и Греция являются самыми горячими сторонниками вступления Турции в Евросоюз. Это связано именно с тем, что без признания независимости республики и свертывания военных баз в северной части острова вступлению Турции в ЕС не бывать.
Во-вторых, внутриполитические процессы в современной Турции давно вызывают недовольство международного сообщества. Несмотря на то, что турецкий президент Абдулла Гюль всячески подчеркивает приверженность принципам светского государства, его воспринимают как убежденного, пусть и умеренного исламиста. Президент был воспитан в семье традиционалистов, его супруга Хайрюнниса Гюль не показывается на публике без платка. Инициативы Гюля и правящей Партии справедливости и развития снять запрет на ношение платка в турецких университетах, ограничить потребление и продажу спиртных напитков, запретить рекламу открытых купальников и белья вызвали протесты со стороны представителей турецкой интеллигенции.
Масла в огонь подливают волны арестов видных общественных деятелей – отставных генералов, университетских преподавателей, журналистов – якобы по подозрению в подготовке военных переворотов. Масштабы обысков и арестов (с начала 2007 года было официально объявлено более чем о 200 задержанных) наводят европейских наблюдателей на мысль о замаскированной борьбе с оппозицией. Доказать политические репрессии, впрочем, невозможно: документы о "террористической" деятельности организации "Эргенекон" Анкара никому не показывает.
В-третьих, категорический отказ Турции признавать геноцид армян сам по себе является достаточным поводом, чтобы не пустить государство в Евросоюз. Формально признание геноцида не входит в Копенгагенские критерии, которым государство должно соответствовать для вступления в ЕС, но во Франции, например, отрицание геноцида является уголовным преступлением. Естественно, члены ЕС не позволят государству-союзнику придерживаться официальной позиции, за которую граждан других стран ЕС сажают в тюрьму.
За вступление Турции в Евросоюз выступают Соединенные Штаты Америки, для которых Турция является самовольным и гордым, но все же партнером по НАТО. Похоже, американские лидеры не оставляют надежд, что сделают Турцию сговорчивее, приблизив ее к заветной цели. Возможно, поэтому США не торопится признать массовые убийства армян геноцидом, хотя отдельные штаты это уже сделали. Накануне визита Барака Обамы в Анкару в начале апреля в Турции даже начало вещание радио на армянском языке. Впрочем, к подобным уловкам проживающие в Турции армяне относятся с недоверием, поскольку курдское радио стало инструментом правительственной пропаганды.
Лично Барак Обама публично признал геноцид армян еще в 2006 году и призвал Турцию сделать то же самое на государственном уровне. Но тогда Обама был сенатором от штата Иллинойс, пусть и с президентскими амбициями. Сейчас ему приходится быть гораздо осторожнее в выражениях. Кстати, 24 апреля в мире проходят траурные мероприятия в память о геноциде армян, и президенту США так или иначе придется выступить с заявлением на эту тему. От того, произнесет ли он слово "геноцид", во многом зависит дальнейшее развитие диалога между Арменией и Турцией. 22 апреля Турция продемонстрировала жесткую позицию, отозвав посла из Канады из-за присутствия представителей канадского правительства на посвященной памяти жертв геноцида церемонии.
Евросоюз не обращает особенного внимания на мнение США по вопросу вступления Турции: депутаты Европарламента даже предложили Америке принять Турцию в США, но не вмешиваться в европейские дела.
Таким образом, во что бы не вылился план нормализации взаимоотношений Анкары и Еревана, к вступлению в ЕС Турция приблизится лишь номинально. Но получит шанс попытаться заставить Армению отказаться от требований признания геноцида и контроля над Нагорным Карабахом (16 лет назад граница была закрыта именно из-за Карабахского конфликта). Очевидно, что ни на то, ни на другое власти Армении пойти не готовы – только отложить решение этих вопросов, сперва открыв границу и обменявшись с Турцией диппредставительствами.