В 2009 году ВВП России упадет на 6,5 процента, а в 2010 году экономику страны ждет стагнация. Таков прогноз экспертов МВФ, которые провели рабочую сессию в России в конце мая. Впрочем, если банковскую систему России в 2009 году ожидает новый удар, то экономисты МВФ не исключают серьезный спад в экономике страны и в 2010 году. Более определенного прогноза от международных экспертов дождаться не удалось.
"Мы не знаем", - честно ответил глава миссии МВФ по России Пол Томсен на один из вопросов от журналистов. Эта фраза Томсена, любимым словом которого на пресс-конференции в Москве стало слово "неопределенность", лучше всего отражает то, что могут на данный момент сказать эксперты о перспективах российской экономики. Увидеть горизонт аналитикам мешают слишком много неоднозначных "если", не считаться с которыми нельзя.
Сегодня, похоже, действительно никто не знает, что будет завтра. После того как в апреле почти все макроэкономические показатели засвидетельствовали ухудшение ситуации в стране, чиновники опасаются давать прогнозы, которые оказываются один хуже другого. Президент Дмитрий Медведев то распекает их за излишний пессимизм, то призывает в бюджетном послании опираться на самые консервативные прогнозы при расчете бюджета на 2010 год.
Между тем миссия МВФ со своим прогнозом по динамике ВВП еще выглядит оптимистом по сравнению с российским правительством. Если МВФ понизил прогноз по спаду ВВП на 2009 год с 6 до 6,5 процента, то правительство России ожидает сокращения экономики на 6-8 процентов. На 2010 год цифры, представленные МВФ, также более оптимистичны, чем прогнозы российского правительства. Если специалисты фонда понизили прогноз по году с 0,5 процента до нуля, то в чиновники Минэкономразвития ожидают сокращения до 0,9 процента.
Средняя цена российской нефти Urals составила в первые пять месяцев 2009 года 47,05 доллара за баррель, тогда как в тот же период прошлого года она достигала 100,78 доллара.
Прогноз фонда на 2009 год основан на мнении экономистов МВФ, которые полагают, что текущая экономическая ситуация в мире не дает основания предполагать значительного роста цен на нефть, от которой зависит сразу несколько статей доходов России. Также полагают и в Минэкономразвития, предлагая ориентироваться на нулевой рост ВВП и цену нефти в 50 долларов за баррель в течение ближайших трех лет. Минфин России также предлагает исходить из цены на нефть в 50-53 доллара.
Другая причина сокращения ВВП России - снижение кредитования и отток капитала из России. По мнению МВФ, приток капитала вряд ли быстро достигнет предкризисного уровня. Действительно, с августа 2008 года Центробанк фиксировал лишь вывоз капитала из страны, объем которого по итогам года может составить, по разным оценкам, от 70 до 83 миллиардов долларов. Таким образом, с 2007 года, когда чистый приток капитала в Россию составлял 83 миллиарда долларов, произошла полная переориентация инвесторов на вывод средств из страны.
Чтобы сделать кредит более доступным для российских предприятий, которые уже не могут кредитоваться за рубежом, как это было ранее, эксперты МВФ призвали Банк России и далее снижать ставку рефинансирования в России. ЦБ уже дважды с начала года понизил ставку, на которую ориентируются банки при установлении собственных процентов по кредитам - с 13 до 12 процентов годовых. Регулятор обещает делать это и далее, но совсем не факт, что данная мера поможет восстановить рынок кредитования в России.
Если не смоет
Банки не спешат облегчать жизнь заемщикам из-за того, что сами не понимают, с чем придут к концу года. Одних государство вытащит за волосы, а остальным придется самим решать – биться до последнего или тонуть. Но главный вопрос заключается в том, насколько сильным будет удар по всей экономике страны в случае, если банковский сектор России пойдет на дно.
Улучшение ситуации в 2010 году, по мнению МВФ, во многом зависит от того, удастся ли Банку России не допустить ослабления банковской системы страны. Что характерно, эксперты фонда отказались давать какие-либо прогнозы, заявив о высокой неопределенности в банковском секторе и об отсутствии детального анализа финансового состояния российских банков со стороны российского ЦБ.
В частности, глава миссии МВФ по России Пол Томсен признал, что экономисты фонда не могут дать прогноз по объему просроченной задолженности от общего кредитного портфеля российских банков на 2009 год. "Мы считаем необходимым, чтобы ЦБ проводил более систематический анализ банковской системы. На его основе можно продумать необходимые действия, в том числе по рекапитализации банков", - заявил Томсен.
Высокий уровень просрочки по кредитам, по мнению российских чиновников, в частности, министра финансов России Алексея Кудрина, станет причиной того, что Россию ближе к концу года накроет вторая волна банковского кризиса. Она будет связана с резким увеличением невозвратов кредитов российскими предприятиями. В случае, если банковский сектор РФ просядет сильнее, чем это произошло осенью 2008 года, банки не смогут возобновить выдачу кредитов реальному сектору и друг другу, что не даст вырасти российскому ВВП.
Хотя с утверждением Кудрина в правительстве согласны не многие, в пользу правоты министра все чаще высказываются эксперты. Разнообразие этих оценок поражает. Согласно данным Банка России, доля "плохих" кредитов без учета Сбербанка составляет всего 4 процента от всего кредитного портфеля российских банков, и до 10 процентов этот показатель доберется лишь в конце года. По оценке Минфина, уровень проблемной задолженности уже превышает 10 процентов. Так же считает и международное рейтинговое агентство Moody's, которое оценивает уровень просрочки в 11 процентов. По оценке S&P, другого рейтингового агентства, сейчас доля "плохих" долгов составляет 15-20 процентов от кредитного портфеля банковской системы.
В Moody's, как и в российской госкорпорации Агентство по страхованию вкладов, которая занимается санацией столкнувшихся с трудностями банков, полагают, что доля просроченных кредитов достигнет к концу года 20 процентов. В этом случае, по оценке Moody's, правительству придется закачать в банковскую систему 40 миллиардов долларов (сейчас - 23,6 миллиарда долларов).
Эксперты МВФ вообще отказались назвать сумму, которая понадобится банковскому сектору России в 2009 году – опять же из-за пресловутой неопределенности. Зато экономисты фонда призвали усилить контроль над банковским сектором, отметив, что сейчас сведения ЦБ России о российской банковской системе нельзя считать полными. В частности, МВФ предлагает провести стресс-тестирование крупных и средних банков.
В ЦБ, похоже, сами пришли к выводу, что излишний оптимизм в данном случае не на благо банковскому сектору и всей экономике в целом. Если ранее президент Центробанка России Сергей Игнатьев утверждал, что худший этап для финансовой системы уже пройден, то сейчас настроения в ЦБ меняются на противоположные.
В частности, в ЦБ уже признали, что данные о просрочке в российском банковском секторе необъективно отражают реальную ситуацию с "плохими долгами". Теперь Банк России намерен изменить правила отчетности, после чего уровень плохих долгов в банковском секторе вырастет с 4 до 20-30 процентов, которые ранее фигурировали лишь в экспертных оценках. "Хуже рисков может быть только ложь об отсутствии рисков", - заявил в мае руководитель департамента банковского надзора ЦБ Алексей Симановский, коллеги которого однозначно высказались за усиление контроля за банковским сектором.
Что будет делать ЦБ в случае, если просрочка действительно достигла отметки в 20-30 процентов, пока непонятно. Эта как раз та неопределенность, о которой говорят эксперты МВФ. Пока чиновники не разгребут банковские балансы и не установят новые правила игры для всего сектора, кредит в России не станет дешевле, а экономика России не начнет восстановление.