Симпатичные заметки в журналах Nature и New Scientist о настойчивом реставраторе из Британского музея, который наконец-то доказал, что мраморные скульптуры, некогда украшавшие Парфенон, были раскрашены, так же как и многие другие древнегреческие статуи, могли бы остаться просто заметками, если бы не время, в которое они появились. А напечатаны они были вскоре после очередного демарша греческих властей, которые добиваются возвращения статуй на историческую родину, и накануне долгожданного открытия в Афинах нового музея Акрополя, который должен стать одним из самых выдающихся собраний античной скульптуры.
То, что архаические и классические греческие статуи были раскрашены в яркие цвета, европейские любители искусства узнали где-то на рубеже XVIII и XIX веков и, приученные к гладким белым римским копиям, неприятно удивились. В XIX столетии, когда одна за другой заработали большие археологические экспедиции в Дельфах, Эпидавре, самих Афинах, выяснилось, что и античные храмы не были снежно-белыми: они были обильно разукрашены: древние строители охотно расписывали как архитектурные детали, например, карнизы и капители колонн, так и скульптурные рельефы, украшавшие здания.
Искусствоведы тогда же, исходя из общих соображений, предположили, что и Парфенон, жемчужина классической архитектуры, тоже был разноцветным, но доказать это не могли долго. Вывезенные из Афин в самом начале XIX века лордом Эльгином, британским посланником в Османской империи, скульптурные группы Парфенона должны были пролить хоть какой-то свет на этот вопрос, но не смогли. Примечательно, что в 1830-х годах обследовать статуи, выставленные на всеобщее обозрение в Британском музее, поручили не кому-нибудь, а знаменитому физику Майклу Фарадею, но технологий того времени не хватило, чтобы обнаружить следы краски на мраморе. Надо иметь в виду, что в позапрошлом веке о щадящих способах очистки мрамора от вековых наслоений пыли и грязи, еще не знали, так что, если хоть какие-то видимые частицы пигментов на статуях и были, то их попросту могли смыть, не заметив, при подготовке экспозиции.
Как сообщили 15 июня 2009 года уважаемые научные журналы, Джованни Верри, реставратор Британского музея, сумел-таки обнаружить присутствие на изваяниях из Парфенона египетской сини, популярного в древности и раннем Средневековье минерального пигмента, при помощи инфракрасной камеры. Итак, статуя богини Ириды была перепоясана синей лентой, и еще на двух скульптурах найдены следы того же пигмента.
Верри и отдел уведомили о своем открытии греческих коллег-реставраторов, которые работают с теми фрагментами Парфенона, которые хранятся в Афинах. Те, в свою очередь, сообщили, что во время недавних исследований обратили внимание на крошечные зеленоватые частицы в порах мрамора; не исключено, что это и есть остатки синего пигмента, но британских специалистов до работы с афинскими статуями не допустят. Надо полагать, из политических соображений.
20 июня в Афинах торжественно откроется новый музей Акрополя, в котором будут выставлены скульптурные украшения Парфенона и богатейшая коллекция найденных на Акрополе статуй. Вообще-то, музей должен был быть готов к Олимпийским играм 2004 года, но из-за многочисленных проволочек, о которых греческое министерство культуры старается говорить поменьше, инаугурация ультрасовременного и очень красивого здания многократно переносилась. Скверную репутацию греческой бюрократии министерство культуры теперь (и не в первый раз) пытается завуалировать громкими разговорами о необходимости возвращения Британским музеем хранящихся у него произведений искусства из Парфенона. Греки прямо называют поступок лорда Эльгина, увезшего греческие шедевры из находившихся под турками Афин, кражей, но британцы не собираются соглашаться с ними. Лорд Эльгин, настаивают британцы, ничего не сломал и разбил, он лишь подобрал с земли статуи, которые рухнули еще в 1687 году, когда венецианцы выстрелили по Акрополю из пушек и попали в Парфенон, в котором турки хранили порох.
Британский музей - не единственное, но, безусловно, самое значительное европейское собрание, где хранятся фрагменты Парфенона. На континенте есть еще семь музеев (в том числе, скажем, Лувр), от которых Греция требует выдачи скульптур, но далеко не так настойчиво, поскольку там находятся только небольшие части. Однако только Лондон занимает совершенно непреклонную позицию. Скульптуры Парфенона "доступны для обозрения бесплатно в самом посещаемом музее мира, они хранятся в идеальных условиях и, что важнее всего, они представлены в мировом контексте вместе с произведениями других цивилизаций" (цитата из заявления британского правительственного департамента по культуре, СМИ и спорту приведена по газете The Guardian). Лондон готов предоставить экспонаты британского музея Афинам в качестве музейного займа при условии, что Греция признает право собственности Великобритании на мраморы лорда Эльгина (он продал их короне в 1816 году за 35 тысяч фунтов стерлингов). Афины от такого предложения отказались. В новом музее Акрополя будут показаны слепки недостающих, то есть хранящихся в Лондоне, скульптур, а на инаугурации собрания будет сказано много громких слов о необходимости возвращения подлинников на родину. Компромисса в ближайшее время не предвидится. Вот только именитый кембриджский историк-классицист Мэри Бирд предлагает решение: пусть, мол, греки оставят британцам статуи, а себе заберут "скучный" Стоунхендж. Не лучший образец тонкого английского юмора, увы.